В такой милой детской передаче, которая мне по большей части очень нравится, всегда невероятно много несправедливости, бестактности, дискриминации и других проблем, которые никто не замечает и не пытается решить. Однако есть там и по-настоящему тревожные моменты…
Такой, например, эпизод «о пользе и вреде компьютера». Это про то как из-за неумелого использования компьютера клоуны получили просто кошмарные психические заболевания, и лечили их довольно странным образом. Но обо всем по порядку. В начале эпизода Кристина Алексеевна беспокоится за клоунов, потому что всегда, когда они опаздывают, обычно случается беда. И тут в класс на четвереньках заползает Пятеркин, говорит что-то про то, что Клепа в ловушке и скоро распрощается с жизнью, и что там еще никто не проходил, а потом просто засыпает на полу. Разбудить его и узнать, что произошло не получается, но тут приходит сам Клепа. Он идет как загипнотизированный, не глядя по сторонам, с широко раскрытыми глазами и практически ни на что не реагирует. И при этом механическим голосом повторяет: «Шпилька сама виновата». Также показываются его галлюцинации, как все крутятся в воздухе на фоне яркого переливающегося и всячески искажающегося пространства. Потом появляется Шпилька, у которой болит голова, и где-то там еще Гоша приходит в сознание. Тут выясняется, что это все из-за компьютера. Клепа играл всю ночь и теперь ему всюду мерещатся враги, Шпилька все время все раскашивала в яркие краски, и «все вокруг стало меняться», изменяя цвет на какой-нибудь неестественный. Но хуже всего было у Пятеркина. Он играл с Клепой и попутно решал задачи. Потом стал только решать (и еще что-то печатать) и тут у него спутались мысли, случился приступ шизофазии и задачки превратились в нерешаемые. Наконец, вокруг него стали летать разные предметы из задач, которые тот стал разглядывать, нервно улыбаясь. И, как он сказал, «на него напал он сам». Тогда Кристина Алексеевна поняла, что надо лечить ее учеников и все вместе они отправились в психбольницу. Оказалось, психиатр – тоже псих. Этот странный тип с нелепо нарисованными бородой и усами, стоял разглядывая стену. Когда Кристина Алексеевна подошла к нему, он вскрикнул и отпрыгнул в сторону. Далее он сидит не на стуле, а просто как-то в воздухе, и стол у него висит в воздухе. Клоунам ставит странный диагноз: «Мирус Забывантус». Причем как! Клепе говорит: «Не дышите. Так и оставайтесь». Пятеркину потрогал лоб и, опять же вскрикнув, отдернул руку. На Шпильку он даже смотреть не стал. Так вот в итоге, он закинул Клепу в киберпространство – сражаться с невидимыми врагами. Клепа стал звать на помощь Пятеркина, но голос доктора ему из ниоткуда стал говорить, что никто и никогда ему не поможет, а Пятеркину на самом деле нет до него дела. Но в итоге доктор просто подарил ему мяч, потому что тот совсем разучился играть в подвижные игры, Пятеркину – книгу, а тот уже и забыл «как приятно листать страницы», а Шпильке посоветовал рисовать на бумаге (несмотря на то, что она права в том, что на компьютере картинки получаются ярче и проще!). Так вот, когда они вернулись в класс, единодушно решили, что компьютер – это зло. И их волшебный компьютер обиделся. Далее показана сцена, как он вылечил Шпилькин компьютер от вируса (завернув его в плед!). Все остальное в то эпизоде нормально, но вы посмотрите, это никакая не крипипаста, я ведь рассказала там практически все!
Но это не единственный пугающий эпизод в Абвгдейке. Я бы даже сказала, что все выпуски 1975-1986гг были довольно тревожными. Конечно, я не спорю, они очень добрые (добрее, кстати, чем все последующие), и там весьма интересный юмор, однако все равно в тех выпусках какая-то необъяснимо нездоровая атмосфера.
Все начинается еще с заставки. Вначале на фоне синего гипнотизирующего экрана звучит напряженная музыка, как вы говорящая: «Готовьтесь к худшему, ребята. Мы уверены, что вы с этим справитесь». Потом начинается спешащая игра на пианино, как будто музыканты были очень взволнованы, боялись не успеть или ошибиться. Когда начинается песня («вот вам стол, а вот скамейка…»), в ней слышны легкая печаль и сожаление, сквозь попытку изобразить доброжелательность. А вот припев поется вообще очень тревожными голосами клоунов. Я прямо вижу, как они все, вытянутые в струнку, стоят и поют, боясь сбиться и не попасть в музыку. Как будто их заставляют угрозами это петь, причем, чем идеальней они споют, тем меньше их накажут. Низкий голос в песне как бы пытается успокоить остальные, но видно, что он и сам переживает и сожалеет, о том, что все так сложилось. И да, о видеоряде. Все выполнено в грязных и мутных оттенках, на фоне кубиков появляются странные объекты. И этот котенок (которого в последствии назвали Хвостиком) выглядит особенно убогим, жалким и замученным. Когда он уходит появляется щенок (Носик), он выглядит нормальным и довольно любопытным, однако стоит ему встретиться с котенком и приласкать его, как он начинает выглядеть не менее жалким и угнетенным, как когда-то котенок, который уже в порядке. Интересно, почему?
Теперь о персонажах. Когда я впервые увидела того Клёпу, я просто ужаснулась. Он ведь прямо типичный злой клоун! У него даже голос для этого подходящий. Тем не менее, он, очевидно, добрее и терпимее современного Клёпы. Но почему тогда у него был такой отвратительно уродливый грим, парик непонятной кляксой и мрачный костюм в темных тонах? Но особенно все же его лицо. Оно кошмарно. Веснушки Ириски на ее желтоватой коже реально выглядели как страшное кожное заболевание. Так же довольно странно то, что у Юры есть бровь только над одним глазом и серый треугольник на носу (но это, скорее всего, объясняется требованием причудливо выглядеть). Левушкин выглядел нормально, но у него поведение было какое-то загадочное. Он любил постоянно исчезать непонятно куда, а был момент, когда он даже присутствовал в эпизоде, но просто самоустранился из него, стоя, отвернувшись от камеры. Еще он все время доставал разные предметы из ниоткуда.
Теперь об эпизодах. Конечно, я смогла посмотреть только два из них (это все, что можно найти в Интернете), но впечатление у меня вполне сформировалось. Конечно, мне очень понравился юмор, но вот сюжет там довольно глупый и, как я уже говорила, очень нездоровая атмосфера (люблю такое). Очень плохое освещение тусклыми прожекторами, голоса, которые звучат как в старинной записи с микрофона, которые тяжело воспринимать, мрачные помещения. Сидят на каких-то кубиках и непонятных сооружениях… список можно продолжать. И то как поставлены трюки: Клёпа и Лёвушкин сидят на качели, Клёпа встает, чтобы ответить Татьяне Кирилловне - Лёвушкин падает. Конечно, это забавно, но неужели, для них это нормально? И так происходит всегда? А еще момент, когда Ириска получает посылку: эта посылка просто с бешенной скоростью проносится мимо нее на веревке, но она успевает ее поймать. Посылку, кстати, прислал Юра прямо из леса, где он, очевидно, застрял на дереве. Далее они отправились в лес, где несколько раз прошли мимо дерева, на котором сидел Юра. А тому, хоть и было страшно там сидеть, очевидно смотреть, как его никто не может найти было веселее.
Но вернёмся в современные или относительно современные выпуски. Это довольно странно и неожиданно для детской передачи, но там было ясно показано, что Саня и Клепа склонны к БДСМ. И даже имеют такие фантазии насчет друг друга. Особенно это видно в двух песнях (в песне про сыщиков Саня выступает в роли собаки, Клепа обматывает верёвку вокруг его шеи, толкает на колени и треплет волосы; в песне про массаж Саня поет: (вдумайтесь в слова) «…вцепись покрепче в спину/ чтоб покраснела аж/ спортсмены это любят/ им нравится массаж/ атлеты очень крепки/ их нужно сильно мять/ и можно не бояться им что-нибудь сломать/ но даже если что-то в спортсмене захрустит/ спортсмен не скажет: «Больно!»/ спортсмен не закричит/ он все с улыбкой стерпит/ и скажет под конец/ «Ой, мамочки, спасибо, отлично, молодец», все это он, естественно, тут же иллюстрирует, вот только Клепа не спортсмен и ему очень больно. Однако, очевидно, что он мог бы прекратить это в любой момент), хотя события в обоих песнях полностью воображаемые и никак не влияют на отношения между ними. Создатели таким образом, как бы, неосознанно говорят: «Такие фантазии – это нормально, они могут быть у кого угодно, и это никак не скажется на реальной жизни.
(Хотя в их случае, наверное, сказывается. Потому что даже не в воображаемых эпизодах, они проявляют свою склонность к БДСМ).
Вообще, они в то время, похоже просто любили экспериментировать. Например там однажды была одна очень двусмысленная шутка про "пистолетик": (когда клоуны узнают про пистолетик в фигурном катании, происходит такой диалог)
Клепа(с подозрением): Санек, у тебя есть «пистолетик»?
Саня(напряженно): У меня-то есть «пистолетик». А у тебя?
Клепа: И покажи его.
Саня: Я-то покажу. Но ты первый.
И оба достают игрушечные лазерные пистолеты. Причем далее они решили их сравнивать, у кого больше и все такое!...
В песне про уборку Клепа дал Сане в руки мишень и бросил дротик прямо ему в голову…
В эпизоде про праздники Клоуны узнают историю Дня Победы, отправляясь в прошлое, в самый разгар войны. Когда они видят дым и слышат грохот, они думают, что это салют, но вскоре с ужасом понимают, что это не так.
Песня «как же это вдруг случилось/ и никак я не пойму/ как же вдруг я очутилась (мы очутились) у Кощея (Бармалея) вдруг в плену…». Она поется в двух сериях, когда клоуны попадают в достаточно пугающие и безвыходные ситуации. Там даже есть такие строчки: «…и где я (мы) никто не знает/ и на помощь не придет».
В эпизоде про возраст клоуны попадают в страну потерянного времени, где моментально становятся больными стариками, забывают друг друга, забывают себя, сидят в пустой мрачной комнате и никак не могут выбраться оттуда. Кристина Алексеевна также не может им помочь иначе, чем перематывать и перематывать время назад, чтобы не допустить такого. Однако в один момент она попадает в эту ловушку вместе с остальными и с ней случается то же самое. Это очень тревожный и напряженный эпизод.
Довольно тревожный эпизод про пожарную безопасность. Клепа приходит и невообразимо рад тому, что Шпилька и Гоша живы, и пугается Кристины Алексеевны. Оказывается, ему приснился кошмар, в котором Клепа привел в класс спасенную из потушенного горевшего дома Госпожу Головешку (в исполнении Кристины Алексеевны). Никому она не нравится, но Клепа жалеет ее и подкармливает письмами Печкина и деревянной расческой Шпильки. Тогда Госпожа Головешка разгорается, появляются искорки, которые тоже хотят есть, и в АБВГДейке начинается пожар. Они обещают Клепе за доброту не трогать его. В то время как Пятеркин и Шпилька, очевидно, погибают. Рыдая, Клепа говорит: «Как жаль, что я вас не послушал»…
Но самый мрачный момент за всю историю передачи был в эпизоде про Антарктиду, когда они собрались на курорт, а капитан высадил их на ледниках, без теплой одежды, еды и какой-либо надежды на спасение. Очень тревожный момент был, когда они смотрят на удающийся корабль и кричат, чтобы он не бросал их; когда они читают вывеску «добро пожаловать в Антарктиду – царство вечного холода и льда»; и далее очень грустная песня, типа: «Нас никому не жалко» «нет никого впомине, кто б нам руку протянул» и особенно «Прощайте, телезрители, мы гибнем, всем привет!»…
В первой серии «Азбуке Здоровья» есть эпизод, где Печкин пытается колдовать. В попытке уменьшить персонажей, он случайно превращает Пятеркина в яблоко (с лицом, нарисованном фломастером). Клепа удивляется исчезновению Гоши, в это время берет яблоко и собирается откусить… Тут выясняется самое страшное: будучи яблоком Пятеркин остался в полном сознании, и его спасла только также не утерянная возможность говорить. Когда его превращают обратно, он Говорит Клепе, что никогда ему этого не простит. Потом Печкин превращает Клепу в (пластилинового) таракана и Пятеркин собирается его раздавить. Вообще, Клепа, в отличии от Гоши, практически не испугался и не начал паниковать, будучи превращенным в таракана. А когда все же он расходовался, в свою очередь, сказал Пятеркину, что никогда его не простит.
Был в одном эпизод дракон, питающийся музыкой. Так вот, очевидно было, что местные дети должны были ежедневно приходить к нему всей толпой и идеально точно играть на барабанах в течении нескольких часов подряд, ради того, чтобы он не нападал на деревню. И как только они переставали играть, дракон изрыгал пламя из пещеры.
Когда Клепа нарядился масленицей, на празднике его поставили на ходули и игнорировали любые его возмущения. Но он не знал, что масленицу сжигают в конце праздника!..
В эпизоде «Первооткрыватели» Клепа попросил волшебный компьютер отправить его на самую дальнюю планету солнечной планеты, а Пятеркин – на неизвестную. Они оба, возможно, никогда бы не смогли вернуться, но Пятеркину как-то повезло, а вот Клепа превратился в ледяную глыбу, хаотично болтающуюся в космическом пространстве. Причем даже после спасения вернуть его в прежнее состояние долго не получалось, и чтобы все-таки разморозить его в итоге, пришлось отправиться на Меркурий…
Кстати, в передаче встречаются неочевидные смерти за кадром. Например, когда клоуны заставляют тролля проглотить лунный камень, он улетает в космос, где соответственно и погибает. Или они отдают Бармалею волшебный конструктор, от сборки которого невозможно оторваться самостоятельно. Но они явно не собирались забрать конструктор у Бармалея, поэтому его ждет страшная смерть от истощения. Правительница королевства непослушания, похоже, заживо сгорела. И, наконец, самый глупый пример – Хулиганоед съел сам себя.
Теория о раздвоении личности Пятеркина.
Итак, в эпизоде «Подбери похожее и противоположное» Пятеркин превращается в Двойкина, причем добровольно, и не желает превращаться обратно. Вообще, если подумать, Двойкин не был полной его противоположностью. Вспышки протеста и у Пятеркина не были редкостью (хоть, например, когда он отказался прибираться в одной из серий «Азбуки Здоровья» или, например, довольно жестокие издевательства над Клёпой в нескольких эпизодах, а также крайне нетактичное обращение с Шпилькой). И даже сюжет эпизода «Королевство Непослушания» основывается на этом. К тому же, в «Пользе и вреде компьютера» он рассказывает, что на него напал он сам. И можно предположить, что это его раздвоение личности было с самого начала. Возможно разные стороны постоянно боролись друг с другом, возможно даже, что Двойкин на самом деле – альтер-эго. Ведь правда, та машина не сменила абсолютно все качества Пятеркина на противоположные (многие у него были и раньше, а совершенно других практически не появилось), действие той машины просто послужило своеобразным переключателем между двумя сторонами личности. И это переключение во многом зависело от самого Пятеркина, ведь он сам хотел измениться, и получилось именно то, чего он тогда хотел.
Ладно, дальше одна какая-то чушь. Не воспринимайте серьезно.
На самом деле у всех современных клоунов что-то не то с родителями. Родители Клёпы настолько одинаковые, что просто нет сомнений насчет того, что они – брат и сестра. Значит, Клёпа родился от инцестной связи. Далее также можно предположить, что Пятёркин живет в полигамной семье, с папой и двумя совершенно разными мамами. У Шпильки тоже две мамы. А вот ее папу никто никогда не видел, ведь он остался жить в Новосибирске, и он, очевидно, разведен с ее матерью. Но Шпилька часто говорит о родителях во множественном числе, а значит, что ее две мамы – однополый союз. Такие дела.