Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

суббота, 1 июля 2023 г.

Бессмертный Буратино

 


«Справедливость бытия состоит в том, что каждый человек видит то, к чему стремятся его глаза… слышит то, что хочет… и находит то, ищет… Наш XXI век – век технологий… Век, в котором время разительно отличается от предыдущего. Миром правит техника. То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным… сегодня уже неактуально! Мы покоряем космос уже не в околоземном пространстве, а отправляем свои исследовательские министанции на Марс! Ведется разведка Сатурна! Юпитера! Титана! Когда-то… об этом можно было почесть только в фантастических книгах. Сегодня же давайте пофантазируем над всеми известной сказкой Буратино… и на минутку представим… что кукла Буратино… совсем не кукла…»

…именно так пафосно и многообещающе начинался один спектакль, который был представлен как грандиозное переосмысление «Буратино» нового века. А в итоге там всего лишь Буратино был роботом, который продал телефон, а в театре вместо Карабаса-Барабаса была мадам Карабасье, которая пела песню из мюзикла «Величайший шоумен». Я думала, что с тех пор видео удалили, но оказалось, его просто надо было смотреть с VPN (Называется: «Буратино спектакль -мюзикл» на канале «Вокальная студия Анастасии Шевченко»). У этого спектакля не было шансов оправдать ожидания, заданные собственным же вступлением. Но я все же благодарна ему за идею придумать именно такое грандиозное переосмысление. Но у меня не было возможности поставить спектакль, так что надо было искать другой способ воплотить задумку.


Дальше мне попался еще танцевальный спектакль (с шедевральным танцем Пьеро и Арлекина), где в качестве музыки для танца крысы использовали песню российской метал-группы «Sanctorium», которую я уже знала до этого. Однако мне бы не пришло в голову рассматривать их альбом «Depths Inside» в контексте «Приключений Буратино», если бы не это, и не мой поиск идей для эпичного переосмысления. Тем не менее, стоило присмотреться, и в текстах там нашлись такие подходящие цитаты и символы, что подходили просто идеально. Например: «Keep the secret key from hidden treasury» (Золотой ключик); «Just because of your sick soul and mind» и «You’re afflicted to the ignorance untold» (Мальвина о Буратино); «The light of the moon is my silver bridge» и «The way often covered with tears» (Пьеро); «And laughing eyes» и «Every smile and every tear» (Арлекин). Все остальное тоже прекрасно образовало единый сюжет, хотя некоторые песни пришлось сократить, соединить и разъединить. 

Для визуализации я использовала единственную подходящую из доступных мне техник иллюстрирования – раскадровку в стиле жутких вокалоидов. Фоны были сделаны из кадров диафильмов по «Буратино».

 Также сразу скажу по поводу небрежной рисовки и нелепых попыток анимации: это была необходимая жертва. Мои идеи всегда идут далеко впереди моих возможностей. Может, по моим работам не видно, но я на самом деле ужасно быстро теряю ко всему интерес. Я также очень загружена другими творческими проектами и учебой, так что делать все как можно быстрее и проще – было единственным способом это закончить. Если бы я уделила больше времени качеству, бросила бы на первых же песнях. А если мне что-то надоедает, я к этому никогда не возвращаюсь. Но даже так я потратила на это намного больше времени, чем хотела бы.

И еще насчет перевода: кто знает английский, не думайте, что кое-где допущены самые очевидные ошибки – просто перевод немного подогнан под контекст. Правда, где-то я не поняла, что имели в виду авторы песни, это уже мне не хватает контекста.

В общем, смотрите, что получилось.

«Дух огня»

Папа Карло умер. Буратино остался один в мире, о котором ничего не знает. Он думал, что сам не может умереть, пока его древесина не начала гнить и покрываться плесенью. Тогда он решил найти бессмертие. Он не ожидал найти его за старым холстом, но все равно заглянул туда…


«Земля Дураков»

Огненный дух, Карабас-Барабас, забрал древесную оболочку Буратино и сделал бессмертным духом. Теперь для Буратино не было никаких преград, и он отправился путешествовать по свету. Однако вскоре он обнаружил, что все это время жил не в Городе Дураков, и даже не в Стране Дураков… а в Мире Дураков.


 «Дева озера»

Не зная, куда идти, и что делать со своим бессмертием в этом сломанном и умирающем мире, Буратино пришел к болоту, где встретил две другие потерянные души.


 «Инициация Буратино»

Неземная Тортилла знала, как спасти этот мир, и у нее был ключ от врат жизни. Но они спрятаны далеко в глубинах космоса. Тортилла была уверена, что Буратино сможет до них добраться.


 «Тысяча лет»

Мальвина была не только эфирным созданием, она стала для Буратино проводницей к сияющим звездам. Она была не одна. На луне ждал ее давний знакомый Пьеро. Но путь, который им предстояло пройти, был длинной в тысячу лет.


 «Зачарованная бездна»

Эфирная Мальвина и Лунный Пьеро никогда не покидали Бессмертного Буратино, но он все равно чувствовал себя одиноко. Он добрался до сияющих звезд как во сне, но это был еще не конец пути. 


 «Безмолвный крик»

Жаждущий заполучить тайны жизни Карабас-Барабас, не мог избавиться от Буратино. Потому он призвал последнюю верную ему потерянную душу. До поры забытого Агонизирующего Арлекина.


 «Живой»

Арлекин больше не был во власти Карабаса, Буратино не напрасно пострадал, спасая его. На то Буратино и был бессмертным. Ключ так и оставался у врага, и они уже были на пороге главных врат. Впереди их ждала большая битва за ключ.



А теперь интересные факты из истории создания.


Образы:



Буратино («Бессмертный Буратино») – его образ основан на образе с той обложки из статьи про «болотную мерзость» (которую рекомендую прочитать для лучшего понимания). Там он был одновременно грустным и веселым, непонятного болотного цвета и в белом колпаке, как и было описано в книге. Я считаю, этот образ больше всего ему подходил в отличие от всех версий, которые делали его ярким и бойким, и особенно «мужественным» (слово, которым автор стал очень сильно злоупотреблять в конце). Однако по песням Буратино должен был быть болезненно веселым, хрупким и трогательным, но живучим и никогда не сдающимся. Так что я нарисовала его исходя из всего этого.



Карабас-Барабас («Пылающий Карабас», «дух огня») – идея изобразить его огненным духом пришла прямо из соответствующей песни, а также из ассоциаций со сценой из оригинала, где он хочет бросить Буратино в очаг, а также с теми версиями, где у него рыжая борода. При этом, я никак не могла решить, какого он должен быть цвета, так что остановилась на идее, что он будет менять цвет в зависимости от обстановки. В стране дураков он красный, как раскаленный до красна демон. На озере Тортиллы он синий – поскольку это самый горячий огонь, а горячий он от ярости. В «зачарованной бездне» он зеленый – потому что это цвет магического огня. В «стране заката» он лиловый, под цвет заходящего солнца. На поле чудес он желтый – под цвет золотого ключика. И наконец, он немного побыл вообще всех цветов, какие только могли быть.



Мальвина («Эфирная Мальвина», «юная невеста») – она должна была выглядеть как эфирное создание, учитывая ее призрачную предысторию голубой феи из «Пиноккио», а также как фарфоровая кукла девятнадцатого века, одновременно холодная и строгая, милая и мечтательная. На самом деле я нарисовала ее раньше Карабаса и только потому, что у меня получилось две версии, между которыми я не могла определиться, я и придумала сделать так, чтобы они меняли внешность в зависимости от обстановки.



Тортилла («Неземная Тортилла», «дева озера») – у меня она не черепаха, но старушка с загадочным, спрятанным от всех, домом на спине. Я думаю, я взяла ее шляпу из одной из версий, где ее изображали именно в такой. И все остальное просто изображает красоту среди грязи, тяжелую женскую мудрость, скрытую под легкими одеждами женственности.



Пьеро («Лунный Пьеро») – за основу я взяла версию из фильма а также достаточно усредненный образ между всеми версиями, однако кое-что должно было сделать его уникальным. По песням у него должен быть очень брутальный голос, которому он должен был соответствовать, причем в тех же самых песнях он был страдающим романтиком. Поэтому я нашла для него подходящий образ. Образ элегантного великана, всегда одновременно агрессивного и меланхоличного, не стыдящегося своих слез и использующего их как оружие и броню.



Арлекин («Агонизирующий Арлекин») – представьте себе, основан на моем сне. Это был очень давнишний сон о мультике в стиле экранизации «Трех толстяков» – «Неразлучные», с уродливыми гротескными куклами про девочку, похожую на Пеппи и аристократа, похожего на что-то между Битлжусом и Джеком Скеллингтоном, которого она безуспешно пыталась развлекать. Этот персонаж всегда улыбался, но страдал внутри. В темной роскошной комнате, покрытой пылью и паутиной, девочка каталась на велосипеде с большим передним колесом, жонглировала и все такое, однако ничто не могло по-настоящему развеселить аристократа. В конце она поняла, что его надо не веселить, а утешать, тогда его отвратительная улыбка стала чуть-чуть приятнее. С него-то я и срисовала Арлекина. А эпизод с улыбкой прямо вставила в одну сцену с ним. 


Плюс дополнительные персонажи, которые мельком появляются в финальных сценах. Это не значит, что я считаю их незначительными персонажами в принципе, просто в конкретно этой истории для них не нашлось достаточно места.


Дуремар – человек-пиявка из тлеющего огня. Несмотря на мимолетность, задумывался как особенно жуткий персонаж, представляющий саму суть болотной мерзости из книги.


Лиса Алиса и кот Базилио – тоже огненные слуги Карабаса. Кот одноглазый, потому что я не могла сделать его слепым при такой рисовке, а у лисы одна нога короче другой, что, впрочем, не делает ее хромой в невесомости.


Артемон – часть Мальвины, поэтому и выглядит как огромный пес, буквально состоящий из ее роскошных волос.


У кого получается глубоко воспринимать, не читайте дальше – может быть, вы найдете больше скрытых смыслов, если для вас эта история останется более свободной для интерпретации.

Для тех, кто поверхностно воспринимает, я написала подробное объяснение своей версии (хотя некоторые более глубокие смыслы я все равно оставлю при себе). Если воспринимаете не поверхностно, но считаете, что мой пересказ не испортит потенциально большей глубины, можете читать.


Пересказ сюжета:

(Intro)

Папа Карло умер еще до того, как смог отправить Буратино в школу. Буратино бессмысленно слоняется по его каморке, и не находит себе места, однако не рискует выходить наружу, поскольку полагает, что нечто именно оттуда убило Карло. Хотя Буратино думал, что не может умереть, потому что он деревянный, древесина оказывается не такой уж и долговечной. Это погружает его веселую душу в еще большую тьму, и он мечтает только о бессмертии.  

(Spirit)

Однажды Буратино замечает хост, на который не обращал внимания раньше. Он протыкает его носом, и за ним оказывается потайная дверца. Однако эта дверца ведет в адское измерение, и, открыв ее, Буратино случайно вызывает огненного духа Карабаса-Барабаса. Тот очень недоволен тем, что ему пришлось явиться на зов, который Буратино даже не планировал. Тем не менее, Буратино все же надеялся, что что-то такое произойдет, и не собирается упускать возможность загадать желание. Карабас пытается его запугать, но желание Буратино стать бессмертным сильнее. Настолько сильнее, что когда тот бросает его в огонь, чтобы сжечь, огонь становится зеленым и желание Буратино исполняется. Карабас сам удивлен таким сильным эффектом и пытается взять контроль над Буратино. В качестве платы за его исполнение желания, Карабас пытается сделать Буратино своей  марионеткой. Буратино относится к этому беззаботно, как к очередной игре. Как только ему надоедает качаться на ниточках, он с легкостью отрывается от них и сбегает от Карабаса, попутно благодаря его за то, что он для него сделал.

(Cancer of Earth)

Теперь Буратино нечего бояться и он радостно бежит на улицу. Там он начинает исследовать город, однако город оказывается мрачным и умирающим. Буратино отмахивается от этого и весело мчится дальше. Позже он покидает Город Дураков, и видит, каким мир мог быть. Но он все еще катастрофичный и непригодный для жизни. У дерева, с которым Буратино чувствует родство, он осознает, что все не так, что в этом мире он не найдет ничего. Он больше не может веселиться и бредет просто куда глаза глядят. Уже без надежды встретить хоть что-то, ради чего он хотел бессмертие. Тогда он видит бесконечное ночное небо над озером.

(Maid of lake)

Мальвина встречает Буратино у озера. Она предполагает, что он пришел к Тортилле, потому считает это единственной причиной, по которой кто-то приходит сюда. Поэтому она не понимает, почему Буратино не проявляет к Тортилле должного почтения и пришел не для того, чтобы получить ее мудрость. Буратино не понимает ничего, но Мальвина и не делает ничего легким для понимания. Она обвиняет его в невежестве, в том, что он больной душой и разумом, однако оправдывает это тем, что он таким родился. Буратино не осознает, что травмирован катастрофичным миром, и считает, что ничего, кроме бессмертия ему не нужно. Однако Мальвина убеждает его, что у Тортиллы есть необходимый ему свет для очищения, который может привести его в бесконечность космоса, если только он откроется ее мудрости. Буратино смотрит ей в глаза, и к нему переходит ее направляющий свет, который дает ему понимание и нравственные ориентиры. На некоторое время Буратино остается постигать все, что может предложить Тортилла, пока Мальвина безмолвно наблюдает.

(Initiation)

Теперь Буратино знает, что уничтожило этот мир. Но Тортилла знает, как его спасти. Тортилла – это дух воды, также как Карабас-Барабас – дух огня. Потерянные души проходят инициацию у нее, чтобы освободиться от его влияния и быть способными противостоять ему. Тортилла признает в Буратино одного из древних – вечных душ, которые освободились от тела. Они все однажды вселились в предметы и животных, чтобы сохранить себя до того, как время придет. Но Буратино освободился от Карабаса легче, чем все остальные, и у него есть способность продолжать несмотря ни на что. Поэтому Тортилла уверена, что Буратино сможет донести золотой ключик до врат жизни, которые находятся далеко за звездами. Она передает его ему, однако тут его настигает Карабас. Он не собирался позволять Буратино уйти, даже если ненадолго потерял его. Но теперь он восклицает «Мог ли ты подумать?!», имея в виду, что он не только сбежал от него, но и заполучил золотой ключик. Карабас хотел забрать ключик уже давно, но либо не знал, где он, либо не мог до него добраться из-за воды. Теперь, когда ключик поднят со дна озера, он собирается его отобрать у Буратино. Тортилла нагоняет огромные волны, которые причиняют Карабасу очевидный вред. И все же Буратино не в безопасности. Мальвина протягивает ему руку, помогая ему сбежать в космос, где начнется его путешествие. Судя по тому, как она была строга к нему, он сомневался, что она будет на его стороне. Но Мальвина знает, какую угрозу представляет Карабас, и собирается сопровождать Буратино всю дорогу.

(Thousand years)

Буратино идет сквозь бесконечный космос к вратам жизни, и этот путь очень долгий и однообразный. На луне он видит Пьеро, который жил там уже долгое время. Он узнает Мальвину, и работу Карабаса в лице Буратино, поэтому к путешествию. Буратино спрашивает его, сколько ему придется идти, и тот отвечает лишь, что «дорога часто вымощена слезами», Буратино говорит, что уже знает ответ, и Пьеро подтверждает – 1000 лет. Пьеро не надеялся, что сможет когда-либо добраться туда, потому не может сказать Буратино, что скрывается за теми сияющими звездами. С тех пор, как он сбежал от Карабаса, он был только на Луне. Пьеро и Мальвина немного приоткрывают свою предысторию, когда-то они тоже сбежали от Карабаса, но в отличие от Буратино, еще некоторое время играли в его театре. Мальвина сбежала первой, она хотела «улететь подальше от клетки», она не собиралась долго терпеть ограничение свободы. Пьеро продержался дольше, полагая, что в открытом мире будет еще хуже, но в итоге сбежал «от судьбы пешки» – ему не нравилось быть марионеткой. Буратино же, если и хотел сбежать, то только подальше от унылого мира, навстречу неведомому. Несмотря на компанию Мальвины и Пьеро, которые слишком строги и холодны, Буратино все еще чувствует себя одиноко. Он считает, что идет один, а эти двое появляются и исчезают как призраки. С ними можно поговорить, но они ничего нормально не объясняют. И все же Буратино терпеливо проходит однообразную тысячу лет, неутомимо стремясь к сияющим звездам.

(Enchanted void)

Буратино провел последнюю часть пути в полусне, однако именно это и позволило ему проснуться за пределами звезд, именно там, куда он изначально шел. Потому что именно так открывается зачарованная бездна. Мальвина и Пьеро будят его, чтобы сообщить об этом. Однако в следующий момент их настигает Карабас. Тортилла серьезно задержала его, достаточно, чтобы Буратино смог пройти тысячу лет без помех и не сбиться в пути, пока для Карабаса они были почти безнадежно потеряны. Но вот он снова находит их и хватает Мальвину и Пьеро, поскольку видит в них основную опасность для себя. Буратино еще мало себя проявил, но те призывают использовать силу золотого ключика. Буратино освобождает их, но этой силы оказывается недостаточно, чтобы справиться с Карабасом. Он пролетает сквозь него, отнимая ключик, и разламывая Буратино на части. После этого он улетает дальше в поисках врат жизни, а Мальвина и Пьеро собирают Буратино по частям. Сами они бы не восстановились после подобного, но на то Буратино и бессмертный. Он все равно долго не приходит в сознание, тогда Мальвина и Пьеро вытаскивают его из внутренней тьмы, в которую он проваливается, спрашивая, чего еще он ждет, когда надо возвращать ключ.

(Silent Cry)

Показывается театр Карабаса-Барабаса, где остался Арлекин. Он остался не потому, что от Карабаса сбежали уже двое, и он позаботился о том, чтобы покрепче привязать последнего. У Арлекина была возможность сбежать вместе с Пьеро, но он выбрал остаться в театре. Потому что он любил театр, и «смеющиеся глаза» зрителей, а также даже «нежные руки» (огненные щупальца) и «божественный жар» Карабаса. Если бы Буратино попал в театр Карабаса, Арлекин без проблем бы продолжил выступать. Но Буратино сбежал, и Карабас отвлекся на погоню за ним, а потом и вовсе на погоню за золотым ключиком. Так Арлекин остается забытым в театре. Он скучает по Мальвине и Пьеро, считает ночи без них и тепло вспоминает время, проведенное вместе. Он полностью посвящал себя служению другим, и его устраивало быть марионеткой Карабаса. Театр показывал выжившим, каким мир был до катастрофы, что позволяло забыть обо всех ужасах вокруг и внутри. Все, чего хотел Арлекин – это чтобы все вернулось, как было. Однажды огненные щупальца Карабаса дотягиваются до него из другого измерения, и мгновенно вытаскивают его в тот мир, куда другим пришлось идти тысячу лет. Дело в том, что в это время компания потерянных душ догнала Карабаса в стране заката, поэтому он вызвал Арлекина, чтобы заставить его сражаться с ними. Арлекин остается верен Карабасу, однако не хочет причинять боль своим друзьям. Он всегда улыбается, но его выдают кровавые слезы. Его противоречивые чувства выражаются в строчках песни, что он начинает с «любовь – это все, что нам нужно» и заканчивает «нужно избегать в этом аду», то есть получается: «любовь – это все, что нам нужно избегать», так он оправдывает свои действия. Он атакует их горящей палкой, однако это не представление, где все предрешено сценарием. Здесь его быстро побеждают, отобрав палку и обрезав ниточки, управляющие им. Арлекин болтается в пустоте, чувствуя себя потерянным, пока Мальвина и Пьеро сомневаются, можно ли ему доверять. Но Буратино готов рискнуть, он разглядел в Арлекине родственную душу и понимает, что ему нужно. Он утешает его, утирая слезы, и развязывая завязки на вечной улыбке. Арлекин понимает, что может ему доверять, а Мальвина и Пьеро понимают, что теперь он тоже освободился от Карабаса. Карабас, впрочем, не доволен таким исходом, он пытается забрать Арлекина, чтобы исправить его позже, но Буратино протягивает ему руку. Арлекин тянется в ответ, и от этого Буратино загорается. Карабас оставляет обоих гореть в огне, тогда Арлекин думает, что все было зря, попытка сделать лучше, привела только к худшему, а также из-за него страдает тот, кто был к нему добр. Мальвина и Пьеро тушат огонь, разуверяя его в том, что положение безвыходное. Буратино особенно не собирается сдаваться и решительно устремляется продолжать погоню за ключиком.

(Alive)

Наконец, они оказываются на Поле Чудес, где исполняются желания, а уже имеющиеся силы возрастают. Карабас-Барабас видит, что его снова настигла погоня, и он вызывает всех оставшихся своих приспешников. Сначала потерянные души оказываются окруженными огненными бульдогами. Арлекин достает палку, но она не будет действовать на огненных существ, если не будет водяной. Поэтому он обращается к Пьеро, чтобы получить его ауру его слез. Затем он лихо сражается с бульдогами, однако это оказывается неэффективно, и все пораженные возвращаются снова. Тогда Мальвина призывает белых мух, укусы которых превращают бульдогов в пыль. Карабас вызывает Дуремара, прикасаясь к поверхности межпространственных вод. Дуремар своими пальцами-пиявками пытается отравить Буратино «болотной мерзостью», и у него это получается, однако Буратино не просто так был под покровительством Тортиллы. Он изрыгает столько инфузорий, личинок и головастиков, сколько Дуремару и не снилось, тот даже рад этому, пока не утопает в них. Наконец, Дуремар выпускает кровь из пиявок, делая последнюю попытку достать Буратино. Кровь образует подобие руки, однако Пьеро кристаллизует кровь, превращая ее в дерево. Карабас видит это и бросает золотые монеты, которые приманивают кота Базилио и лису Алису. Они берут огненные нити, на которые Карабас подвешивает марионеток, и связывают ими Буратино. Мальвина призывает Артемона, бросая свой бантик, который оказывается у него на шее. Он набрасывается на кота, и дает время насекомым распылить его, пока Буратино освобождается и сидит на дереве. Лиса убегает, но натыкается на Пьеро, который окружает ее водой и замораживает. Артемон приносит Буратино к Мальвине. Герои могут вздохнуть с облегчением, ведь после всего сделанного, они все еще живы. Теперь они могут беспрепятственно продолжать погоню за Карабасом у кого никого не осталось. Они обнаруживают Карабаса между двумя порталами, откуда он не знает, куда идти дальше. Он также признается, что не знает, чем закончится эта история, представляя себя в театре, где все его куклы тянутся за «амулетом, который хранит его» и Тортилла нависает призрачной тенью. Ему все еще нужно знать, где находится дверца и Буратино дразнит его тем, что сам-то он это знает. Они бегают вокруг дерева, пока Буратино отвлекает его разговорами. Борода Карабаса обматывается вокруг ствола, Теперь же Арлекин достает ключик, просовывая руку насквозь, несмотря на то, что она загорается от этого. После Пьеро кристаллизует Карабаса, а Мальвина затем превращает его в пыль. Арклекин торжественно преподносит золотой ключик Буратино, при этом сам горит, так что Буратино выражает беспокойство за него. Но Арлекин уверяет, что сможет выжить, ведь «в этом пустынном поле (поле чудес) он чувствует силу двигаться дальше», и, хотя он все еще уязвим к огню, теперь может сам от него избавиться. Буратино просит всех оставаться в живых и чувствовать жизнь, пока он заканчивает свою миссию. И он направляется к заветной дверце, которая может исполнить желание, не как те мелкие желания поля чудес, а такое, что способно изменить мир. Буратино использует золотой ключик, и тот исчезает, выполнив свое предназначение. Внезапно снова материализуется Карабас – всего, что они сделали с ним, оказалось недостаточно, чтобы его уничтожить. Он заявляет, что он «должен вести в это игре» (как кукловод), даже если это будет его последний бой. Буратино пытается заслонить от него уже открытую дверцу, но видит, что тот сделал с остальными – то, чего они больше всего не хотели. Мальвина в клетке, Пьеро висит на гвоздях, а Арлекина держат огненные щупальца (в его случае, это то, чего он хотел раньше, но больше нет). Карабас отталкивает Буратино и распахивает дверцу, где встречает еще более яркий мир. Карабас победно провозглашает, что в мире будет властвовать огонь тысячи лет, однако вдруг осознает, что не учел, что в результате этого пойдет дождь, который все смоет, и, в конечном счете, восстановит первозданный мир. Карабас-Барабас погибает во время преобразования мира водой, и все его ловушки растворяются. Буратино поворачивается к спасенным друзьям и сообщает, что такого не ожидал и не предвидел, однако, главное, что они будут жить. Вместе они возвращаются в измененный мир, где их ждет Тортилла. Она предсказывает, что в море снова зародится жизнь, леса будут расти и будут полны зверей, а также небо снова прояснится. Буратино предстает перед Тортиллой и она улыбается ему. 


Отсылки, пояснения и история создания:

(Intro)

– Кровавое пятно на стене каморки: сами догадайтесь, к какому событию из книги это отсылка. Подходит несколько вариантов, и я сама предпочитаю, чтобы это оставалось загадкой. На столе тоже есть пятно.

(Spirit)

– Появление Карабаса: в тексе песни упоминается, что для вызова огненного духа надо открыть дверь, таким образом дверца за холстом поменяла назначение.

– Очаг: Карабас бросает Буратино в тот же очаг, куда собирался бросить его в книге. Оказалось, тот не просто так предупреждал, что проткнет в нем дырку – брешь в его до сих пор беспроигрышном плане.

– Буратино так легко противостоит Карабасу: это объясняется либо его сильной волей, либо желанием стать бессмертным, которое идет в комплекте со способностью продолжать несмотря ни на что, либо сверхъестественным происхождением из ожившего полена. А точнее всем сразу.

(Cancer of Earth)

– Стана Дураков: Я сначала сомневалась, стоит ли добавлять эту песню, потоу что не хотела делать основной сюжет экологическим, однако потом поняла, что без этого дальнейшее путешествие Буратино станет восприниматься как поиски потерянными душами рая, а делать такую метафору я не хотела еще больше. Поэтому никакой метафоры смерти в «Бессмертном Буратино», просто спасение мира.

– Очищающий огонь: это упоминание еще здесь намекает на неожиданный поворот в финале, когда роль Карабаса окажется не такой однозначной.

(Maid of lake)

– То, как Мальвина обращается с Буратино: отсылка к книге, где она пытается его лечить (потому что он «больной») и воспитывать (когда указывает, что он «невежественный»). При этом Буратино неохотно соглашается на ее идеи, ведь сам вполне доволен собой.

– Намеки Тортиллы: то, как Мальвина отказывается быть невестой; Тортилла плачет, когда все радуются, и смеется, когда все горюют; «она знает, каков этот мир» и «она знает истину, которую ты не способен воспринять»; «ее сердце истекает кровью за то, что она свободна, а также все прочие намеки – это, если максимально упростить, намек на то, что мир уничтожил патриархат своим потребительским отношением ко всему. Мальвина не ожидает, что Буратино это поймет, просто подводит его к нужному решению.

 (Initiation)

– Побег Буратино и Мальвины: Буратино не догадывался, что, будучи потерянной душой, может летать, поэтому Мальвина показывает ему, как это делается. Она была в этом состоянии долгое время, поэтому у нее было больше времени разобраться в своих новых способностях и развить их. У потерянных душ под покровительством Тортиллы, способности связаны с водой, а у тех, что на службе у Карабаса – с огнем. Буратино имеет потенциал к обоим, но не развивает их, предпочитая полагаться только на свою волю.

(Thousand years)

– Пьеро на луне: после того, как он сбежал от Карабаса, выбрал жить на Луне, потому что был на ней помешан. Здесь перекликаются песни из музыкального фильма, где «темной ночью в небе одна так соблазнительно светит луна» и он бы хотел ее достать, а также песня группы Sanctorium, где «свет луны – мой серебряный мост». 

– Воссоединение Пьеро и Мальвины: Пьеро также был у Тортиллы, но не остался с ней, как Мальвина, потому что больше любил страдания в одиночестве. По той же песне из фильма видно, что он не столько любил Мальвину, сколько свои чувства к ней – всю песню занимался самолюбованием. Они оставили свою любовь в театре, как часть спектакля, которая никогда не была настоящей. Однако как потерянные души они бесконечно уважают и поддерживают друг друга.

– Особые способности: Мальвина может управлять светом, создавать иллюзии и исцелять. Пьеро может окружать себя аурой своих слез, создавая жидкий щит, а также может кристаллизовать себя, и стать тверже. Их способности развились как защитная реакция на то, чему им пришлось противостоять при Карабасе. 

(Enchanted void)

– Зачарованная бездна: изначально это должно было быть последнее место назначения, как видно по песням ранее. Однако когда были придуманы сюжеты для следующих песен, я поняла, что не могу на этом остановиться (и оставить их в одном и том же месте до конца), так что они углубляются в сюрреалистический мир за пределами космоса, а зачарованная бездна становится своего рода границей между двумя мирами. Также первоначально это была последняя песня перед финальной битвой, но потом поняла, что Буратино недостаточно проявил себя, чтобы в принципе оправдать звание избранного.

– Буратино разваливается на части: может быть, с Буратино такого и не происходило, но зато с Пиноккио – постоянно. Когда кто-то очевидно сделан из составных частей, это прямо напрашивается.

(Silent Cry)

– Появление Арлекина: Я долго сомневалась, нужен ли мне вообще этот персонаж, потому что тогда вышел фильм по «Вселенной Стивена» и его роль в сюжете получилась похожа на Шпинель, а я не хотела этого сравнения, хотя и придумала его раньше. Идея была основана на том, что Арлекин чуть-чуть появляется в начале книги, а потом внезапно возвращается в конце и как ни в чем ни бывало становится частью основной компании. Несмотря на то, что был забыт на большую часть сюжета. Именно эту забытость я и хотела раскрыть. Конечно, он похож на Буратино, но это не значит, что они взаимозаменяемые, они могли быть соперниками или типа того, и он мог бы больше присутствовать в сюжете. В конце концов, я все-таки решила добавить эпизод с ним, потому что он мог многое добавить к предыстории, а также дать возможность Буратино проявить себя. Ведь я не хотела делать Буратино тем типом избранных, которого все просто водят за руку, а самостоятельно он не делает ничего значимого.

– Весь сюжет песни: метафора абьюзивных отношений и выхода из них. Все актеры театра Карабаса демонстрируют разные реакции. Мальвина пытается пресекать все, что ей не нравится, а игнорирование этого не собирается терпеть, поэтому она сбегает при первой возможности. Пьеро замыкается в себе и все терпит, хотя в итоге начинает резко реагировать на все что угодно и считает необходимым все время защищать себя, он сбегает после последней капли. Арлекин учится получать удовольствие от ситуации, в которой оказался, и не сбегает вообще. Со своего рода стокгольмским синдромом он воспринимает пренебрежение, как повод быть терпеливым, во всем, что для других было невыносимо, ищет светлую сторону (и это темная сторона оптимизма). Когда Карабас заставляет его сражаться с остальными, он делает это, даже если это больно. Буратино помогает ему осознать эту боль, а остальные – обрести свободу. Но Арлекин не привык к независимости и не может самостоятельно принимать решения. И все же Буратино показывает ему, каково это. Не желая оставлять его с Карабасом, Буратино дает ему выбор, и Арлекин делает его. Однако это приводит к обострению насилия, так что Арлекину кажется, что стало только хуже, так что не стоило и пытаться. Это естественная первоначальная реакция, и ему все еще нужна помощь других, но позже он поймет, какое это облегчение, и ему станет лучше.

– Огненная палка: отсылка к понятно какой сцене из оригинала. Только для потерянных душ обычная палка очевидно бы ничего не значила, поэтому она должна быть заряжена именно той силой, к которой противники уязвимы. Кстати, интересно, что в фильме Арлекин дерется с Буратино, пытаясь защищать театр Карабаса, хотя позже все же принимает сторону Буратино. В книге – просто сразу прекращает представление, увидев Буратино (что было и в «Пиноккио» тоже). А в радиоспектакле (где песня «это очень хорошо») – даже не начинает представление, вместо этого вместе с Пьеро и другими куклами решает сразу выдать, как Карабас плохо с ними обращается.

– Завязки вечной улыбки: зачем они Арлекину, если он любил театр и мог улыбаться искренне? Здесь может быть две интерпретации. По одной версит это символ того, что как бы он ни был верен Карабасу, это не значит, что он избежал издевательств с его стороны. Потому что в абьюзивных отношениях не существует правильного поведения, абьюзеры делают это просто потому, что могут. По другой версии это сделал с собой сам Арлекин, желая вживаться в роль настолько идеально, что не позволял себе показывать никаких других эмоций, а Буратино смог разглядеть его страдания, скрывающиеся за натянутой улыбкой. Я не решила, что из этого лучше. Возможно, и то и другое. А еще эта сцена полностью основана на упомянутом ранее сне.

– Сцена, где Карабас забирает Арлекина, в Буратино тянется за ним: это смена ролей в такой же сцене из мультика, где Карабас своей огромной рукой загребает Буратино, чтобы бросить его в огонь, а Арлекин и Пьеро в отчаянной попытке протягивают руки вслед за ним.

– Сцена в огне: Арлекин единственный, кто не сбежал и потому не прошел инициацию у Тортиллы, это делает его уязвимым к огню. Огонь усиливал его, пока он пользовался поддержкой Карабаса, но когда он стал его врагом, это ударило по нему особенно сильно. Буратино горит потому, что сочувствует ему, но не может помочь, пока Арлекин сам не хочет помочь себе.

(Alive)

– Сцена сражения с бульдогами: Арлекин перенимает роль Артемона, а смертоносные насекомые – это отсылка ко всем тем шмелям и ужам, которые в книге бросались бульдогам в глотки и душили их, и жалили изнутри, короче очередная болотная мерзость, о которой мало кто вспоминает. Зато кто уж не забыли, так это создатели того диафильма, из кадров которого я делала фоны.


– Битва с Дуремаром: отсылка к тому, что и дало название моей статье про «болотную мерзость» – буквально те инфузории, которые ели все, а потом их ели личинки жуков и головастики, и подобной гадостью лягушки угощали Буратино, а тот сказал, что его стошнило. Буратино реально имел больше дел с болотной мерзостью, чем Дуремар когда-либо, хотя, казалось бы, должно было быть наоборот.

– Сцена с Алисой и Базилио: отсылка к тому, что в первый раз от них Буратино спасают Мальвина и Артемон, а в конце с ними справляются он сам и Пьеро.

– Сцена с бородой Карабаса: он не может приклеиться к стволу, но здесь это было нужно не для того. До этого они не могли подобраться к нему достаточно близко, чтобы забрать ключик, который тот держит внутри себя. Так что это было просто способом достать его в момент, когда Карабас будет максимально плоским.

– Сцена, где Арлекин дает Буратино ключ: возвращаясь к метафоре абьюзивных отношений, Арлекину стало лучше с тех пор, хотя контакт с его мучителем все еще приносит боль, он научился не принимать ее близко к сердцу и легко отбрасывает вредоносное влияние.

– Победа и смерть Карабаса: концовка в стиле «злодей побеждает, но именно это и становится его концов» (я такое уже проделывала в «Переменах в Стране Эльфов»). Здесь Карабас исполнил свое желание, но поскольку дверцу открыл Буратино, она исполнила его желание тоже.

– Сцена, где Арлекин обминает Пьеро: это отсылка к мультику, где он делает то же самое в сцене, когда они увидели Буратино в зрительном зале, поэтому Арлекин поднимает Пьеро, чтоб ему было лучше видно. Однако у меня Пьеро слишком длинный, так что сама идея пытаться его поднять комична. 

– Возвращение к Тортилле: во многих версиях герои не возвращаются к Тортилле, и некоторые подозревают, что с ней случилось что-то плохое, в особенности из фразы о том, что «выжившая из ума Тортилла рассказала Карабасу про ключик», предполагают, что она сошла с ума под пытками. Мне это никогда не приходило в голову, однако я это учла и показала, что с ней все в порядке. Однако если вы помните, что она улыбается, когда всем плохо, это можно считать за намек на неоднозначную концовку. С одной стороны жизнь спасена, а с другой – ей придется начинать все сначала.