Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

пятница, 30 июня 2023 г.

Странности детского восприятия страшного

 Как-то всплыла тема смягчения детских сказок и беззубых современных мультиков, так что мне опять захотелось поделиться своими детскими впечатлениями. Потому что, кажется, реально непредсказуемо, что именно детскому уму покажется страшным, а что – нет.


У многих первую психологическую травму оставил «Колобок», но для меня это было скорее первым уроком десенсибилизации, потери чувствительности к жестоким вещам. У меня была раскраска с очень милым колобком, прямо стремящаяся вызвать жалость к нему, но я как-то всегда думала, что раз сказка заканчивается именно так, значит – так должно быть. Мне надо просто привыкать к тому, что так бывает и не расстраиваться. Мне даже никто не подсказывал эту идею, я просто усвоила ее из того, как все спокойно преподносили мне эту историю. То же самое у меня было со старыми мультсериалами канала Nickelodeon. Сейчас я бы не стала смотреть такие мультсериалы, как «Котопес», «Настоящие монстры» и прочее, но в детстве у меня не было никаких проблем с этим. Конечно, я не понимала большую часть юмора, основанного на отсылках, но я понимаю их сейчас, и многое задержалось в моей памяти. Так вот, родители считали эти мультсериалы ужасными и переживали, что мне приходится это смотреть, но я опять же думала, что раз это показывают, значит, это нормально. Сейчас я довольна, что посмотрела это тогда, потому что сейчас бы это все воспринималось болезненно, и я бы, скорей всего, пропустила большой пласт культурного контекста. 

И все же был один мультсериал от Nickelodeon, который все же травмировал меня в детстве, это «Новая жизнь Рокко». Тогда он мне казался невероятно жутким, и вроде как там была только одна серия, от которой мне не захотелось бы выключить телевизор (Серия про ад, как ни странно!). Поэтому сейчас я не понимаю, почему все этот мультсериал так хвалят. Но я и не пыталась его пересматривать, может, он действительно остроумный. Окончательно бросила я его смотреть после сцены с лягушкой в блендере, где потом плавали глазные яблоки. Тоже не понимаю почему, даже затрагивая страшные моменты оттуда, об этой сцене никто не говорит.


Возвращаясь к Колобку, его версией, которая вызвала у меня когнитивный диссонанс, был мультик «Солнечный каравай». Дело в том, что там в центре сюжета поразительно милая бабушка. Было особенно трогательно, как она радостно готовит – причем не противному деду, который и пальцем не пошевелит, чтобы добыть еду – а для чаепития с подружками. Но дальше у нее убегает тесто и начинается сюжет колобка. И единственное, что я тут могу сказать: почему его сделали таким милым? Как можно одновременно привязаться к нему и болеть за то, чтобы его съели? Когда можно было подумать, что сюжет теперь о нем, возвращается бабушка, и ей невозможно не сочувствовать. Тут приходится расставлять приоритеты, кому сочувствовать: с одной стороны есть милое живое существо, которое будет уничтожено и даже не ради выживания милой бабушки, а практически на потеху, с другой стороны ожившее тесто – все-таки еда, а бабушка – человек. И хотя бабушку здесь никто не съест (это не «Красная Шапочка»), и она не умрет от голода, все равно она мне ближе, и жаль, если она останется без угощения. Позже она раздает получившийся каравай зверям, и все равно остается, но звери приносят ей разные грибы и ягоды, что не особо равноценная замена, но главное, что в конце эта бабушка была счастлива. А тесто было обречено с самого начала, и лучше об этом не вспоминать. В общем, в итоге (этот мультик был у меня на DVD) я пересматривала только сюжетную линию бабушки.


Еще одной и на самом деле более ранней детской травмой для меня была «Гора Динозавров», я уже много раз писала об этом здесь (и, кажется, я видела ее в «Спокойной ночи, малыши»!). Но самое примечательное в этом случае – причина. Потому что я не поняла «истинной» морали. Я серьезно верила, что скорлупа права, просто время еще не пришло. Я знала, что если в яйце еще так просторно – значит, динозаврик слишком маленький. Чтобы вылупиться, ему нужно было заполнить все пространство яйца. И я думала, к концу это и произошло… Что меня расстроило – так это сцена, где первобытный человек разбивает яйцо. На самом деле до сих пор ничто не сможет меня переубедить: это он убил того динозаврика! А как он затем лицемерно расстроился, что динозавры вымерли… по единственной причине желания охотиться на них! Это даже еще не худшее, что я поняла в детстве. Как мне тогда показалось, скорлупа была не пустая, а показывала вскрытую брюшную полость динозаврика, а по ее неровным краям располагались его кишки! На это буквально ничего не намекало, тем не менее, я в те 4 года почему-то подумала именно так. И никому не сказала, потому что это казалось совершенно очевидным. Как видите, абсолютно невозможно предсказать, что детскому уму померещится такое. Возможно, дело было в том, что благодаря интересам моей мамы, у меня уже были кое-какие познания в биологии, и это сыграло со мной злую шутку. Вот что меня тогда расстроило, а «истинная» мораль на меня бы вообще не произвела впечатления. В некотором роде, мораль, что человек – «дьявол из машины» для других видов, для меня была более понятна и соответствовала возрасту. 


Или вот еще один кошмар в том же духе из тех же «Спокойной ночи, малыши» – «Крот и яйцо», причем не тот, который еще можно понять, а тот который про чешского кротика. Там наивный крот, пытаясь сделать хорошее, притаскивает это яйцо на какое-то производство, где его отсортировывают в бракованные, но он его возвращает на конвейер! Потом вылупляется цыпленок, и не успевает кротик его оттуда вытащить, над ними проходит нож, их чуть не перемалывает мешалка, они буквально попадают в печь, а потом цыпленок скачет внутрь еще одной жуткой машины. Тут я решила перестать смотреть, потому что была уверена, что все закончится тем, что его переработают. После «Горы динозавров» у меня больше не было веры в то, что в мультиках все всегда должно заканчиваться хорошо. Я снова нашла этот мультик через много лет, уже когда получила доступ в интернет. Мне действительно стоило досмотреть его в детстве, чтобы убедиться, что бывают и мультики, где в таких ситуациях ничего плохого не случается. А то я потом вообще всего мультсериала про этого крота боялась.


Другой по идее не страшный мультик, который вызывал у меня жуть  – «Девочка и дельфин». Он был у меня на DVD, и я много раз пыталась подступиться к нему, думая, что в этот раз будет не страшно, но там одна музыка звучала для меня невыносимо. Я всегда его бросала, не досматривая, но однажды мне удалось досмотреть, и тогда заключительные кадры оказались самыми страшными. Когда я нашла его в интернете, это было вообще не то. Прямо почти ничего общего. Не знаю, детское ли это восприятие или у меня на DVD была какая-то «проклятая копия», сейчас невозможно проверить. Знаю только, что и без того тревожная музыка звучала намного более остро, медленно и диссонирующее, и слов в песне не было. Видеоряд был полностью бесцветным. Да и весь сюжет казался просто каким-то гимном безысходности: от детской беспомощности и одиночества в начале, до безрадостного утешения в середине, до душераздирающей пустоты призрака утонувшей девочки в своей морской тюрьме в конце. 


С «Медвежутью» все не настолько плохо, хотя этого мультика я тоже долго боялась. В одном из сюжетов там была жуткая коробка, которая откормила зверей до беспомощности, а потом скормила их динозавру. Я там тоже не поняла поучительности, а поняла только, что это ловушка из параллельного измерения. Сама концепция чужеродного ужаса была представлена мне таким образом. Но добила меня как всегда концовка, где медведь улетает в черную дыру. В свете откровения про другие измерения для меня это было намного ужаснее, чем, вероятно, предполагали авторы (типа, медведь так проваливается в сон… или в безумие?).

А еще если отказываться читать детям что-то под предлогом, что оно страшное, то они представят просто еще страшнее. У меня так было с «Черной Курицей», я узнала, о чем она на самом деле, уже будучи достаточно взрослой. А до этого представляла, что это о том, как беспризорный мальчик просто погнался за черной курицей (причем, почему-то в библиотеке) и она завела его в подземный мир, где его поработили злые тролли. Потому что курица была в качестве шпиона у этих троллей или типа того, как раз чтобы похищать таких детей. И поскольку этот мальчик и раньше-то был никому не нужен, никто не стал его искать. Но даже если бы стали, им было бы никогда не найти его в заколдованных подземных пещерах, в какой-то кристальной клетке (которую я тоже непонятно откуда взяла). И примерно то же самое я думала о мультике «Гномы и горный король».

Так вот это я к тому, что если пропускать страшные моменты, дети могут навоображать что-то намного хуже, чем на самом деле.

А теперь, наоборот, о нестрашном. Например, меня никогда не пугала песня «Мы привидения, мы совершаем на вас нападения», хотя мама все равно старалась не давать мне ее слушать на магнитофоне. Мультик «Большой Ух» – я даже хотела, чтоб он был более страшным. «Ежик в тумане» и «Варежка» – тоже, в них я как-то любила потом играть. Народные сказки – так вообще любила жестокость в них, особенно по отношению к главному герою-царевичу.


Еще я никогда не считала страшными старые американские мультики, типа Looney Tunes и тому подобных. Возможно, потому что персонажи в них практически неуязвимые, и с ними никогда не случалось ничего серьезного (в отличие от советских, где даже в «Коте Леопольде» буффонада довольно болезненная). В одной серии про волосатого монстра (Gossamer) все закончилось тем, что кто-то набрасывается на него с машинкой для бритья, дальше из-за кадра летит шерсть, и кто-то выносит кроссовки. Мне бы и в голову не пришло, что там произошло что-то плохое, если бы в заключительной сцене не появился Марвин Марсианин и не сказал что-то типа: «Не плачьте, детишки, это всего лишь мультик». Они прямо сами привлекли внимания к тому, про что можно было и не подумать плохо. Хотя тех, кто подумали, эта фраза бы не успокоила. А я просто осталась в недоумении.


И еще про «Котопса»: эпизод, где они искали своих родителей, и встречали инопланетян, я тоже видела в раннем детстве, и считала его, жутковатым, но впечатляющим и завораживающим. Когда я пересмотрела его, поняла больше шуток и узнала, что в русской версии многое исказили, а также поняла, почему о сцене с инопланетянами никто не говорит. Она запомнилась такой великолепной и загадочной только мне. Я все еще считаю, что это отличная пародия, но по детским впечатлениям она была лучше. И, как всегда, что-то я истолковала неправильно. Я почему-то думала, что те инопланетяне, которые сказали что-то типа: «Зачем мы прилетаем, здесь никогда нет ничего интересного» – это и есть родители Котопса, которые мутировали в результате экспериментов (с тем лучом, что был показан дальше) и не узнали своего ребенка. А ведь они были так близко! Какой блестящий драматичный момент!.. Оказалось, что нет.

Ну, и та серия из «Настоящих монстров», где они начали исчезать по частям, тоже никогда не казалась мне страшной, а скорей эпичной и захватывающей. И не думайте, что я просто тогда была старше – это все было в моем раннем детстве. Потом я была только рада пересмотреть это при повторах.

В общем, это все, что я смогла вспомнить. Думаю, достаточно примеров, как дети непредсказуемо все воспринимают. Без кое-чего я могла бы обойтись, но все же не жалею, что у меня был этот опыт. Если бы я выросла на стерильных сказках, позже была бы травмирована более простыми вещами.