Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

воскресенье, 13 ноября 2022 г.

Серебряный нос – феминистичная версия Синей бороды


 Синяя борода. Одни считают, что эта сказка учит женщин не быть любопытными, другие – что, предупреждает о том, что за внешним благородством и приличием может скрываться чудовищная жестокость. Но мало кто знает, что у этой сказки есть версия, которая воспевает женскую находчивость и взаимовыручку.

Серебряный нос – это итальянская сказка, и, по сути, она во всем следует сюжету Синей бороды, но в то же время меняет детали так, что героиня спасает себя сама и даже спасает других жертв злодея. Она просто лучше во всех отношениях. Кто-то может сказать, что Синяя борода лучше из-за реалистичности, тогда как в Серебряном носе слишком много сверхъестественного. Но на самом деле Серебряный нос не добавляет женщинам никаких сверхъестественных способностей, чтобы победить, так что эта сказка такая же реалистичная, просто более завуалировано в метафорах.


Сюжет такой: три сестры заботятся о старой матери, усердно трудятся прачками, но остаются крайне бедными. Тогда по очереди они нанимаются служанками к богатому господину с серебряным носом. Каждой из них он оставляет цветок в волосах, когда уходит, и также говорит, что одну дверь нельзя открывать. Две старшие сестры открывают дверь, и оказывается, что это врата в ад, а тот господин – дьявол. Цветы в их волосах обугливаются, так что когда Серебряный нос возвращается, отправляет их самих в ад. Но младшая сестра была самой хитрой, и, видимо, догадывалась, что что-то случилось с ее сестрами. Поэтому ставит цветок в вазу и только потом идет смотреть, что за той запретной дверью. Там она обнаруживает своих сестер в адском пламени, которые просят ее вытащить их оттуда. Тут младшая сестра придумывает план в стиле «Машеньки и медведя», демонстрирует Серебряному носу цветок в волосах, как будто ничего не подозревая, и просит его зайти к ее матери с мешком грязного белья. В этих мешках героиня по очереди переправляет домой своих сестер и также своей «способностью далеко видеть» не дает Серебряному носу заглядывать в мешки, когда тот думает, не решила ли она обчистить его дом. Это повторяется, пока не приходит ее очередь, тогда она подменяет себя куклой со своими волосами для правдоподобия, которую кладет в постель, а сама забирается в последний мешок. В тот раз она все-таки обокрала его, так что они и поправили свои дела. В конце вся семья воссоединилась, и они защищают свой дом крестом, чтобы дьявол не вернулся.


Что мне особенно нравится, Серебряный нос оказывается на удивление порядочным, однако это все равно не показывается, как повод его простить и остаться с ним. Еще мне очень нравится, как три сестры нисколько не были соперницами, в отличие от большинства сказок. Это даже не «вредные старшие сестры раскаялись, когда поняли, что не могут без младшей». Нет, они все искренне пытались помочь своей семье. Что до обещанной реалистичности, так то, что можно живыми вернуться из ада, легко объясняется тем, что для того, чтобы испытывать адские муки не нужно умирать. Как раз наоборот худшее можно испытать при жизни. Так что если сестры на самом деле нашли пыточную, и после сами подверглись пыткам, то они все еще могли быть спасены и вернуться к нормальной жизни.

Конечно, и в Синей бороде есть хорошие моменты. Например, то, что братья ставятся важнее мужа, как кровные родственники, как противостояние идее, что жена – собственность мужа. Также героиню не осуждают за то, что ее муж оказался злодеем, несмотря на то, что такое было очень распространено. В конце концов, ее жизнь не сломана, даже после того, как она неудачно побывала в браке. Возможно, потому что она не успела родить ребенка, а значит, ее любопытство оказалось реально полезно, чтобы вскрыть правду вовремя.

А еще если кто-то думает, что такие сказки, про то, что нельзя открывать дверь – это о том, как вредно женское любопытство, или что причина этому одиночество жен богачей в их поместьях, то могу сказать: в трех из пяти известных мне сказок с таким сюжетом запретные двери открывали мужчины! Во-первых, это главные герои из «Марьи Моревны» и «Ильяны Косынзяны», откуда знаменитый эпизод с Кощеем на цепях и также аналогичная версия с драконом. И еще была европейская версия сказки про Жар-птицу, где тоже было такое. Правда, что продолжения у этих сюжетов после открытия двери было другое, это уже совсем другая история.


Кстати, в истории был реальный человек с серебряным носом – датский астроном 16 века Тихо Браге. В отличие от «реального прототипа Синей Бороды», впрочем, этот к сказке ни малейшего отношения не имеет. Он потерял часть носа на дуэли из-за того, кто был лучшим математиком, с троюродным братом. Предполагается, золотой и серебряный нос он носил только по особым случаям.