Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

воскресенье, 23 октября 2022 г.

«Маша и Витя против Диких Гитар», где техника – это магия

 Про этот советский радиоспектакль говорят, что он задумывался как пропаганда против рок-музыки, а в итоге популяризовал ее. Хотя можно также подумать, что это было просто прикрытие, а на самом деле композиторы знали, что злодейские песни получаются самыми зажигательными, так же как многие актеры знают, что отрицательные роли играть интереснее. Что из этого – правда, разбирайтесь сами, потому что эта статья не об этом. Она о причудах и странностях сюжета.


Для начала, как вы думаете: кто изображен на обложке? Явно же не Баба Яга, не Кот, не Леший, и уж тем более не Кощей. Какой-то дух Диких Гитар, в которого они все слились или вызвали своей общей музыкальной магией? Потому что у него есть по одной вероятной черте от каждого участника группы: роскошные рыжие волосы Бабы Яги, зеленая кожа Лешего и… «дикость» кота Матвея. К сожалению, в самом сюжете такой персонаж не появится. А был бы эпичным финальным боссом.


Если вы знаете только «Новогодние приключения Маши и Вити», то в радиоспектакле то же самое, только это первоначальная версия без новогодней тематики. И, да, я не смотрела фильм, так как сильно подозреваю, что он мне не понравится. Но я видела отрывки оттуда и как бы знаю базовую информацию об отличиях, поэтому буду упоминать их. К тому же я все-таки смотрела одну новогоднюю версию…

Самой первой версией «Маши и Вити», которую я увидела еще в детстве, была постановка в моем местном театре и лучше всего я оттуда запомнила потрясающую шепелявую Машу. До сих пор помню, как она, грозя Вите пальцем, властно поет: «Это пришкашка не шкашка!» Это было нечто! Вообще-то с тех пор я считаю, что именно такая Маша и должна быть везде, а ее традиционная версия – невыносимо скучная и разочаровывающая. Если вы видели мою статью об исландском спектакле «Голубая Планета», то та шепелявая Маша по образу была похожа на Эйдис (девочку в очках) оттуда.


Так вот, песня «Спор Маши и Вити» кажется странно несбалансированной. Идея, что кто-то верит в сказки, а кто-то не верит, и они одинаково нужны этому миру, которая в принципе должна быль основной в этом произведении, почему-то делает перекосы. Например, «на вопросы нам наука дат ответы, а в лесу Белоснежка живет» – как это связано? Это, что, пример магического мышления, где какой логический аргумент ни приведи, упертый оппонент будет твердить одно и то же, не обязательно в тему. Все аргументы Маши не имеют отношения к спору, однако Витя тоже просто нахватался типичных фраз – он повторяет за большинством взрослых в его жизни, которые говорят, что сказок нет. Но он еще ребенок, плохо знакомый с миром, в котором живет, и на самом деле не так уж разбирается во всех своих науках, потому просто доверяет окружающим. И если волшебник отправляет их в сказочный мир, он просто добавит это к вещам, имеющим научное объяснение. 

Скорее всего, на самом деле весь их спор представляет взгляды науки и искусства, которые не исключают друг друга, просто сосуществуют в совершенно разных сферах. А в те времена их любили настраивать друг против друга.

 «К дальним звездам отправляются ракеты, но есть и ковер самолет» – почему Маша и Витя или сами авторы не видят здесь явной закономерности: многие изобретения в какой-то степени вдохновлены сказками. Как волшебное блюдце – это экран телевизора/компьютера/мобильного устройства, гусли-самогуды – опять же любое современное музыкальное устройство, семимильные сапоги – ролики, волшебный клубочек – навигатор. И вообще так можно найти много параллелей. На это все же слабо намекнули в последней песне: «Чтоб могли на Марс летать люди без опаски, с детства учимся мечтать мы у старой сказки».

И еще вот это: «Лукоморья нет на карте – значит, в сказку нет пути». Когда-то я слышала, что какие-то ученые собрали все описания и вычислили что означает «лука моря», а также где это находится. Или что его нашли на трех старинных картах, и это дельта реки Обь. Так что в некотором роде, Лукоморье даже есть на карте, только к пути в сказку это по-прежнему отношения не имеет.

А что «сказка будет впереди» – это значит, что Маша знала, что с ними произойдет дальше? У нее в этой версии такой неестественно завороженный и даже безжизненный голос, будто ее саму недавно из сказки вытащили. Ладно, я слишком прицепилась к первой песне. Есть ведь и другие.


Если для кого-то все еще неочевидно, какая версия была первой – эта или новогодняя, то в первой песне Бабы Яги есть доказательство того, что не только эта версия была раньше, но она и более правильная. Потому что хоть большинство песен прекрасно переделались на новогодний лад, и Белоснежка прекрасно поменялась на Снегурочку, ее было никак не убрать из песни Бабы Яги: «Я с детства дружу с Белоснежкой». Эта строчка имеет смысл только в той версии, где они ищут именно Белоснежку, а в версии со Снегурочкой, просто непонятно к чему она тут вдруг.

Кажется, похищение Снегурочки было бы более типичным для такого сюжета, потому что такое часто можно увидеть в новогодних спектаклях, особенно на детских утренниках. Но когда сюжет не новогодний и дети должны слушать его на пластинках в любое время года, Белоснежка делает его более универсальным. Хотя я все равно не понимаю, почему именно Белоснежка. Она даже не из русских сказок. Впрочем, Кир Булычев в свой «Заповедник сказок» добавил и спящую красавицу и кота в сапогах, и еще кого-то из арабских сказок, и засунул их между ледниковыми периодами, так что бывало и хуже. Однако я удивлена, что это не единственное произведение, которое объединяет Белоснежку и Кощея. Есть еще песня, где «принц Белоснежку полюбит, а жадность Кощея погубит» и я было подумала, что они как-то связаны, но, видимо, нет.


И почему все уверены, что если не спасти Белоснежку, сказка больше не придет к ребятам. Там где-то не договаривают, что в этой версии ее сделали хранительницей всех сказок и это и есть причина ее похищения? Это было бы отличное объяснение всего. Кроме того, почему это все-таки Белоснежка, а не какая-нибудь Василиса. Может, потому что диснеевская Белоснежка дружила со всеми животными и действительно могла всех объединить.


Белоснежка в своей песне поет: «Я добра и доверчива слишком, и за это меня наказание жестокое ждет», но в то же время те же самые качества у Маши позиционируются как ее главная сила, и она всегда права, когда хочет кому-то помочь. Как тут понять в итоге, хорошо быть доброй и доверчивой или плохо? Или тут просто не уточняется, что к этим качествам обязательно нужно еще быть умной, чтобы разбираться, кому стоит доверять. Потому что Кощею с самого начала было ясно, что не стоило. По крайней мере, без козыря для шантажа, вроде способа лечения больного зуба, какой знала Маша.

Волшебник в своей напутственной песне тоже посоветовал им всем помогать, но Витя так и остался подозрительным ко всем, кто просил о помощи. Можно подумать, что его уже обманывали, притворяясь нуждающимися. Однако здесь его подозрения ни разу не оправдались. Разве что в случае с Бабой Ягой, но она как раз и не просила их о помощи.


В лесу их «не пугают ни деревья-великаны, ни пеньки-уродцы, ни кусты-оборотни»?! Леший зря старался, создавая всю эту с каждым разом все более причудливую растительность! Или они не испугались именно потому, что он не старался? Почему-то он самый жалкий злодей здесь, даже в своей родной стихии. 


Дикие Гитары – парадоксальная музыкальная группа сказочных злодеев: они хотят стать знаменитыми, но также собираются разорвать на части всех встречных. Но если никто, кто слышал их песни, не выживет, среди кого тогда они будут знамениты? Если имеется ввиду – среди сбежавших выживших, то это также не добавит им популярности, напротив, все будут легко избегать их, едва заслышав музыку. Разве что именно этого они и добивались.

Возможно, идею создать рок-группу им принес Леший, раз уж он побывал в городе и оттуда набрался всего, не зная толком, что с этим делать.


Злодеи планировали разлучить Машу и Витю, поссорив их… но по ходу как-то об этом забыли и ни разу не попытались. В конце концов, у тех и до них отлично получалось ссориться. Под влиянием общества, которое настраивает прагматически настроенных против творческих. Неприятности – вот что заставляет их поладить. А Дикие Гитары устроили им именно это.


Когда Баба Яга изображает добрую, это не просто обычный обман. Баба Яга не однозначная злодейка. В «Домовенке Кузе» это обыгрывается домом для хорошего настроения и домом для плохого настроения. В народных сказках она нередко появляется в амплуа дарительницы, в том числе помогает победить Кощея, тем, кто идет спасать кого-то от него, так что у главных героев почти есть основания ей доверять. Так что тут дополнительная хитрость. Даже если они догадаются, что это Баба Яга, надо еще и понять, что она не настроена помогать им. Догадаться об этом можно по следующим признакам: когда Баба Яга реально добрая, обычно она все равно не порхает как фея, и никогда сама не приглашает в гости, к ней можно только напроситься и уговорить принять по законам гостеприимства, при этом она будет  довольно грубо разговаривать с гостем. Когда же она слишком добренькая – это ловушка. Особенно, с детьми. Их она всегда пытается съесть, если только те не перехитрят ее или не окажутся родственниками и не помогут по хозяйству так, что все ее волшебные помощники оценят.


Дальше, ступа на реактивном двигателе стала такой распространенной деталью, и встречается в стольких переделках сказок, что уже ни для кого не будет удивительно. Вот и Витя не удивляется, когда у них получается улететь на этой ступе, каким-то образом воссоздав химическую реакцию. Более того, они не разбиваются, а благополучно приземляются на опушке. Точно ли здесь обошлось без магии?


Когда в лесу появляется печка, возникает только один вопрос: откуда? Наверняка Витя подозревал ее именно потому, что печке нечего делать в лесу. А она еще и напекла пирогов, как будто не видит, что никого вокруг нет. Она внезапно перенеслась к Маше и Вите волшебством Волшебника? Или злодеи уничтожили дом, где она была, а ее саму не тронули? Вот почему она упоминает, что ее пироги «не для врагов»? Яблонька и Старичок-лесовичок, наоборот, в лесу полностью органичны. Еще есть версия, что Яблонькой и Печкой занимается Белоснежка, которая «в лесу живет», но в таком случае, почему никто из них не просит найти Белоснежку? Чтобы Маша и Витя могли сказать, что этим и занимаются.

А дальше, почему Маша каждый раз спрашивает Витю что-то посоветовать, если он всегда одинаково отговаривает ее помогать им, и она всегда уже заранее решила, что помогать будет. За этим им предлагают три необычных версии волшебного клубочка: уголек, яблоко и шишку. Более недолговечных. Если Клубочек разматывался, то уголек бы сгорел (если бы Леший его не утопил в болоте), яблоко бы съели звери, а шишка бы рассыпалась.


Леший здесь самый неожиданный и самый разочаровывающий. Он попал в город, узнал о достижениях прогресса и даже попытался научить этому лесную нечисть. Со своей новой помешанностью он должен был стать ловушкой для Вити. Потому что они оба увлекаются техникой, они могли силой атома и химии устроить целую экологическую катастрофу в сказочном лесу. Вот как Машу и Витю стоило бы рассорить, а заодно после Витя бы понял, что у прогресса есть и темная сторона. Ну, так же как у доверчивости Маши, что уже показано на примере Белоснежки. Но, похоже, эта песня не предназначалась для этого сюжета, ее вставили просто так. Вот почему Леший не пытается ни переманить Витю на свою стороны грандиозными планами, ни переиграть его в его же игре, в вместо этого делает полню глупость: уговаривает их бросить друг друга за то, чтобы он показал им дорогу к Кощею. Тут Витя оказывается еще и гением гипноза. А был ли он таким вундеркиндом до сказочной страны?


Яблоня представляет яблоки своими «детками» и тут же предлагает их съесть? Плоды, конечно, и существуют для того, чтобы их ели, но в таком контексте это становится некомфортно. А что у нее ветки гнутся, она могла бы и сама их сбросить. Маша сорвала всего три яблока, так что не очень-то они ей и помогли.


И если Бабу Ягу, Лешего и Кощея все знают, то, спрашивается, что еще за сказочный персонаж – кот Матвей? Я прочитала довольно много народных сказок, включая очень малоизвестные. Как «Митяй-лентяй», например, где титульный персонаж похищает кота-рукодельника, чтобы он все за него делал, а тот хитростью заставляет его исправиться. Но нигде я не встречала ни одного упоминания сказки, где фигурирует так называемый дикий кот Матвей. Конечно, с самого первого упоминания о нем очевидно, что изначально он должен был быть Котом Баюном. А потом… на его роль взяли Боярского а он никого, кроме себя играть не умеет (впрочем, был на удивление хорошим Хоттабычем в другом радиоспектакле). Баюн, то есть усыпляющий кот, из него никакой, вот и пришлось всю роль переделывать. И не то что бы в этом новом персонаже был хоть какой-то смысл. Впрочем, самый смешной момент с ним, это когда он поет: «Я не люблю тянуть кота за хвост», а сам все тянет и тянет! Особенно это заметно в постановке с актерами. Я не смотрела фильм, но во всех спектаклях по мотивам он практически повторяет ту сцену из мюзикла «Питер Пэн жив!». Опять же, если вы читали ту статью, может помните, как капитан Крюк и Питер Пэн поют, как убьют друг друга «просто потому, что могут», а сами только медленно ходят и поворачиваются спиной друг другу, даже не пытаясь сражаться. Так же и этот кот поет про «один прыжок», что действительно свойственно кошачьим, но вместо того, чтобы сделать этот один прыжок, он делает много и не пытается атаковать. Не знаю, задумывалось ли это как юмор, но получилось чертовски иронично. 

Витя собирает заводную мышь из батарейки и клубка ниток… уже видите, что тут не так? Если кто разбирается в технике, попробуйте сами собрать такое. Никаких дополнительных деталей использовать нельзя! И времени у вас на это – столько, сколько кот Матвей тянет кота за хвост. Тут не одна находчивость нужна, Витя просто этого не осознает.


После Старичка-лесовичка ни с того ни с сего Витя остается один перед замком Кощея, а Маша телепортируется внутрь. Когда их пытались разлучить, нельзя было сразу так сделать?

У Кощея всегда находится много уязвимостей. Кроме классических сказочных иглы в яйце и волшебного коня, то он боится смеха, то детей, то еды, то у него все болит, как здесь – зуб.

В его песне «Почему твой век не долог, уважаемый биолог, дорогой профессор кислых щей» он к какому-то конкретному ученому обращается? Это мачеха Белоснежки? А что, столетья бьется над секретом долголетья. Точнее молодости, но это у Кощея тоже есть, судя по молодому голосу. Или это кто-то, кого Леший притащил для образования лесных жителей? Возможно, тут еще было кого спасать, а Маша, Витя и Волшебник и не заметили.

Еще в своей песне Кощей сначала говорит, что ему незнакомо волненье, и он не сожалеет ни о чем, и дальше сразу жалуется на то, что скучновато жизнь его течет. И зуб болит. Он даже Белоснежку легко соглашается отпустить за рецепт полоскания содой. Такое, кажется, Белоснежка и без чьей-то помощи могла провернуть.


Следующая песня Белоснежки особенно не подходит Снегурочке. «Пойте птички, ромашки цветите – с новым годом я вас поздравляю»?! Этого не должно было быть зимой! Белоснежка в этой песне возвращает свою сказку, которая, конечно, не новый год, но хотя бы уместная.


А Витя тем временем делает свое главное изобретение. Изобретение, что должно поставить точку в его понимании, что техника – это магия. Он собирает… Портативный лазер. Из ничего. А потом он настраивает режущий луч на сундук со смертью Кощея, который может быть где угодно. Кощей сползает с трона, но не более того. И этот лазер также не помогает им против Диких Гитар.


От них Машу и Витю спасают нелепые приемы тех, кому они помогли раньше: Баба Яга заблудилась в дыму Печки, Леший не выбрался из горы яблок, которые все-таки могла сбросить Яблонька, а кота Лесовичок обезвредил, бросив шишку ему в лоб. Это в любом случае эффектнее, чем в «Гуси-лебеди», где аналогичные печка, яблонька и речка только прячут детей. Остается надеяться, здесь добрые лесные жители научились защищаться, так что Дикие Гитары больше никому не причинят вреда. Раз уж они выжили, почему бы им не стать нормальной музыкальной группой? Знаменитыми они точно станут.


Когда все закончилось, самое время Вите осмыслить, что произошло. В статье про третий сезон «Новаторов» я рассказывала, что чем сложнее техника, тем больше она похожа на магию, что для первобытных эльфов, что для современных детей, разве что те это по-другому называют. Но здесь – не тот случай. Для Вити техника была в прямом смысле магией, потому что настоящая техника накладывает определенные ограничения в ресурсах и со стороны законов физики, а он сделал невозможные вещи на пустом месте. Даже колдуют обычно не так! Ладно, я, наверное, уже сделала рекорд по количеству отсылок к другим своим статьям, но помните, как в «Приключениях Карандаша и Самоделкина» Карандаш был абсолютно всемогущим, а Самоделкин мало что мог сделать сам? Так тут Витя – это всемогущий Самоделкин. Получается, он был не прав внутри своего мира, и без чудес далеко бы не ушел. Идея свести юного техника со сказочными злодеями здесь не удалась, в отличие от «Ивашки из дворца пионеров», который тоже делал своего рода чудо-изобретения, но хотя бы не из ничего.


Что до морали «Тот кто честен, добр и смел, тот и есть волшебник», ей соответствует только Маша, потому что Витя неосознанно стал техномагом. Если подразумевалось, что взаимопомощь творит чудеса, это тоже не очень удачно показано, учитывая, что детям все время помогали настоящие чудеса, некоторые из них явно подстроенные тем Волшебником, который отправил их в путешествие. И он еще переживает, что он последний волшебник-профессионал, потому что скоро все будут волшебниками-любителями.