Тот самый, где был «Киборг-ужастик». Взрыв мозга при первом просмотре гарантирован.
Я хотела написать об этом еще в 2020-ом, когда новогодние спектакли в театре столкнулись с сильными ограничениями, зато появилась возможность посмотреть качественные спектакли в интернете, но так и не собралась. Поэтому напишу об этом «чуде» 2002 года сейчас. Спектакль, который обещали сделать осовремененной версией «Снежной королевы» в компьютерном мире, что в итоге превратился в полнейший хаос.
Спектакль называется «СКАЗКА.RU», но найти его через поиск практически невозможно. Поэтому вот само видео.
Сразу скажу: это опера. В том смысле, что там нет диалогов вообще, а песни мало что объясняют. Сюжет настолько странный, что сомневаюсь, что зрители в зале его поняли. Даже мне пришлось несколько раз это пересмотреть, чтобы хоть в чем-то разобраться. Очевидно, авторы потратили весь бюджет на причудливые костюмы и компьютерные спецэффекты, а особенно на приглашенных знаменитостей, так что на сценарий не осталось вообще ничего.
А теперь я попробую его объяснить, чтобы вы могли оценить степень абсурда, не отвлекаясь на попытки понять сюжет.
Сюжет построен вокруг двух авторов детских песен Ю. Энтина и Д. Тухманова, одетых в костюмы восемнадцатого века.
Начинается все довольно скучно – с типичного детского концерта как на каком-то утреннике или в музыкальной школе. Ничего не предвещало, что концерт будет прерван тем, что Энтина похитят непонятные серебристые существа с отростками. И он говорит им, что будет жаловаться… как вы думаете, кому?
Дальше нелепый спецэффект – символ 3D-анимации нулевых пожирает название.
Появляется Киборг-ужастик, главный злодей этого спектакля, который поначалу кажется, сам не знает, чего хочет. В своей песне он хочет перевоспитывать детей, но отрицает и игры с мячом, и просмотр мультиков – вещи которые в детских спектаклях обычно противопоставляют. А еще он ластиком «память стирает тем кто зло выбирает». Зачем он стирает память всем, кто согласен на его перевоспитание?! Чего он добьется, если все будут либо добрые, либо никакие?! Значит ли это, что он какой-то антизлодей? Конечно, прослушав все три части песни, можно понять его логику, но учитывая его роль в сюжете, он действительно больше похож на безумца безо всякой логики. А кто слышал полную версию песни, вы можете расслышать, что за сайт он там диктует в конце? Его вроде как не существует, но значит ли это, что авторы сами предлагали детям (гипотетическую) возможность присоединиться?
А еще в этом спектакле много классической музыки с наложенным на нее нелепым текстом. Под турецкий марш Моцарта тот детских хор из начала, видимо, отправляется спасать Энтина. Или же они решили, что шоу должно продолжаться без него.
Дальше появляется главная героиня, которая никак не обозначена, поэтому я называю ее «девочка с метлой». Она мечтает стать дворницей, потому что хочет метлу как у Бабы Яги, и думает, что родители будут ей гордиться. Здорово, что профессию дворника здесь не принижают, но в контексте больше похоже, что девочка сильно заблуждается, ведь дальше песня о том, как родители заставляют ее играть на рояле, и она также танцует балет, так что «подметь дорожки» она хочет просто сбежать от этой жизни.
После показывают ее брата (кем он окажется позже), который одет как спортсмен, но предполагается, что он – компьютерщик. Причем, не какой-то безнадежный игроман без реальной жизни. У него весьма необычные интересы… например, зачем ему была схема термостата? Зачем ему формула азота? Также в его истории поиска фигурируют шахматная задача, японская азбука и питание питона. А что Компьютерный Вирус, первый слуга Киборга-ужастика, подсунул ему вместо этого – двух пиратов, морду бегемота, рецепт кошачьей еды, пароль шпионский – кажется, не очень-то зомбирует. Неудивительно, что в итоге его пришлось похищать так же, как Энтина. Кстати, если отвлечетесь от трюкачей на переднем плане, то на заднем плане обратите внимание, как Киборг-ужастик собственной персоной пару раз пытается усадить девочку с метлой за компьютер. Камера на этом не фокусируется, хотя вроде как важный момент.
Тут девочка с метлой получает именно то, чего хотела: метлу Бабы Яги. Правда, за кадром. Или это ее собственная метла вдруг начала летать, потому что у нее появилась миссия. Прилетает она к Бабе Яге, которую играет женщина, а озвучивает мужчина. Та же проблема, что и в концептуальных альбомах про Табалугу – автору обязательно самому надо исполнять все песни, в том числе женские. Но там хотя бы в мюзиклах это исправили, а здесь – нет, и это очень диссонирует с видеорядом. Баба Яга жалуется, что ее никто не любит за все ее добрые дела и сразу заводит жутко надоедливую песню про самовар. В промежутках она дает девочке с метлой трех волшебных помощников – сверчка, божью коровку и светлячка. А причем там был самовар?
Дальше, ни с того ни с сего, сюжет уходит далеко в сторону. Появляются разбойники во гдаве с Душегубом-дуболомом, который не позиционируется как злодей и отвратительно прославляется. Они похищают невест для Кощея, включая нетипично русско-народную «золотоискательницу», которая разочарована бессмертием Кощея. Восточную любительницу толстяков, которая говорит, что « наденет паранжу и ничего не покажет», а сама в таком костюме, что уже все показала. Кстати, у бедуинов женщины не закрывают лицо, в отличие от мужчин. И, наконец, сумасшедшую танцовщицу свинга 1920-х, которая хочет «обратно в мешок». Это все было бы смешно, если бы не было так жутко, особенно то, как разбойники ее уносят в конце. Кощей хочет любви только по взаимности, и считает, что причина его бессмертия в том, что он ест только овощи, и это же причина его худобы и непривлекательности. И только в конце этой песни объясняется сюжет этого спектакля, потому что это только я так понятно рассказываю. До этого момента при первом просмотре я вообще ничего не понимала.
Девочка с метлой предлагает ему сойтись с Бабой Ягой, и он меняет ее гигантский клубок на волшебное зеркало, которое нигде не пригодилось.
Следующее появление Киборга-ужастика. Теперь он противопоставляет чтение и письмо избиению врагов. Следующий его слуга – «Крутой ураган», который каким-то образом связан с всемирной паутиной…
Ураган этот максимально гендерно-запутанный. Играет женщина. Голос мужской. Имя Сюзанна. Жалуется на женское имя.
И тут очень кстати детский хор и девочка с метлой отправляется в круиз. Не спасать Энтина. Просто за каким-то сюрпризом в виртуальном мире. Тухманов явно был рад остаться единственной звездой. Но благодаря урагану его пароходик затонул.
После анимации какой-то древнеегипетской гробницы появляется Витас в роли привидения. Его знаменито высокий голос в песне почти не был использован. В итоге его побеждает божья коровка. Потому что «божья коровка, улети на небо» – это о том, как попасть в рай! Она забирает призрака с собой, а дальше появляется самый нелепый монстр этого спектакля.
Судя по названию песни его зовут «Страходон», но мне всегда слышится «Страхотун» – что просто не может быть менее страшно. Он поет, что сам себя боится, и его возят в инвалидном кресле двое слуг в костюмах восемнадцатого века. Девочка с метлой пробует с ним сражаться, но в итоге детский хор на него набрасывается и превращает его в танцора балета. Под «танец маленьких лебедей» он поет, что полюбил балет в 12 лет, когда мама взяла его на представление. Немного не тот возраст, чтобы увлечься балетом. Особенно для подростка, которые обычно протестуют против вкусов родителей.
Дальше третья часть песни Киборга-ужастика. Он, наконец, раскрывает, что хочет сделать из детей зомби, и посылает своего третьего слугу – Клыкастого вампира. Чего он с ним добивался как всегда неясно.
Вампир – любитель каламбуров: «я вампир, ах какой закачу я вам пир». Светлячок в ответ на это поет, что он – волшебник, и в типичном для кремлевских спектаклей режиме лазерного шоу внезапно превращает его в цветок.
Тут девочка с метлой находит Энтина. И он разочарован тем, что для современных детей Агния Барто и Чуковский – никто. Однако чего он не учитывает, так это того, что Барто и Чуковский для более маленьких детей, а для них этот спектакль слишком страшный. Вообще не понятно, на кого рассчитан спектакль, ведь любые дети не знают всех этих приглашенных знаменитостей, а взрослым вряд ли понравится сюжет. Он мог быть лучше, если бы они придерживались своей первоначальной задумки со «Снежной королевой». Еще Энтин говорит, что компьютерные игры – «поразительно жалки», хотя на самом деле жалкие только попытки авторов всех этих спектаклей, выезжающих на тематике компьютерных игр, убедить детей, что игры – это зло. Я серьезно, большинство спектаклей этих авторов о том же самом, и они все никак не могут понять, что какой-то новогодний спектакль не переубедит детей, а разве что научит не доверять морали.
В конце своей жалкой речи Энтин предлагает поменять буквы в слове «Киборг» и победить его таким образом… вот только что получилось при перестановки букв никто вам не скажет. Даже я ума не приложу, что такое смешное они там задумали. («Гробик»? «Горбик»?)
И начинается финальная битва, которая хорошо обобщает весь хаос, творившийся в спектакле. Там не понятно просто ничего. Но знаете, кто в итоге побеждает Киборга-ужастика? Какой-то случайный разбойник! Или это Душегуб-дуболом, который «всюду лезет напролом», вот и в финал сюжета неуместно влез. Кульминация смешения добра и зла. Почему-то ему Киборг-ужастик память не стер, а просто убежал в тот люк, куда ранее утащил брата девочки с метлой.
Вы еще не забыли, что у девочки с метлой был еще и сверчок? Думаете, он еще как-то пригодится? Нет, тут просто вдруг пошел снег, и все начали мечтать о теплом доме, где сверчок за печкой. Это даже иронично, как они поют «значит каждая букашка для чего-то нам нужна». Если сверчок не вернул их домой, то он и близко не так им был нужен, как божья коровка и светлячок.
Постойте, а как же брат девочки с метлой, ради которого было это все? Он еще мельком появился с летающей тарелкой на голове. Ничего не сказал, ничего не сделал, никак на свое спасение не отреагировал. Похоже, его память стерта окончательно, и ему уже ничем не помочь. Разве же это счастливый конец? Энтин в начале обещал, что «у сказки счастливый конец». Или он счастливый только для него, доказавшего, что игры – это зло? Так ведь тот парень даже не играл в компьютерные игры. Это не его вина, что в его компьютер попал вирус.
А еще это редчайший случай, когда новогодний спектакль полностью обошелся без Деда Мороза.
Все начинается с того, что двое сражаются на шпагах, в процессе их диалога выясняется, что это семейная пара – капитанша Мамаша Рында и боцман Джон Палитра, в аквариуме у них сидит Пиранья и подбадривает одного из них отправить другого на корм рыбам (то есть ему). Вмешивается Мортиша со шваброй и разнимает их, она производит впечатление самой авторитетной в команде, на самом деле она дочь Мамаши Рынды (неочевидно, является ли Джон Палитра ее отцом, она относится к нему как к члену команды, совершенно не как к папе). Мортиша не дает им снова начать драться и грубовато выясняет, в чем дело. Джон нарисовал портрет Рынды, котором она недовольна. Мортиша хочет посмотреть, Рында против, но Джон все-таки приносит. Пиранья предполагает, что настолько страшно, как в реальности у него изобразить все равно не получилось бы, но Мамаша Рында угрожает зажарить его, так что Пиранья уточняет, что ему таланта не хватит. Портрет оказывается в стиле Пикассо, что Пиранья со смехом комментирует: «Хватило таланта». Джон уверяет, что он художник и так видит, и Рында обижается, что он ее такой видит. Мортиша отвлекает их вопросом, сколько ей лет. Рында отвечает, что так и не научилась считать годы, тогда Мортиша спрашивает, сколько это будет в деньгах. Та говорит, что она живет уже на 14 золотых. Тут к ним приходит Морской бродяга – пират одиночка, который бродит между кораблями и тавернами. Эта семья каждую зиму превращает свой корабль в таверну, где подают крепкий… (все прикладывают палец к губам, шикая) …чай. Эта шутка повторяется не один раз.
Они спрашивают новости у Морского Бродяги, тот спрашивает, знают ли они, где север. Рында и Джон показывают в разные стороны, Мортиша говорит, что север под полярной звездой. Бродяга спрашивает, знают ли они, кто там живет. Никто не знает, и никому не интересно, пока он не начинает рассказывать про Деда Мороза. Он рассказывает о нем очень отвлеченно, как про какого-то деда с северного полюса, который раз в году внезапно отправляется раздавать детям подарки. Дальше он поет песню про новогодний праздник, где всем весело и есть Снегурочка, но пиратов на новом году никогда не было и никто из них не видел Деда Мороза. Он уходит и утаскивает картину, а Мортиша загорается идеей новогоднего праздника и мечтает встретить настоящего Деда Мороза и получить подарки, которых она никогда не получала. Ей напоминают, сколько подарков она получила, когда они взяли на абордаж подводную лодку. Мортиша говорит, что это не то, но почему (типа подарки должны дарить добровольно) объяснить не может и обижено убегает. Тогда Джон и Рында начинают планировать похищение Деда Мороза, чтобы привязать его к мачте и он им пел песни и читал стихи, а еще они заберут его мешок с подарками. Пиранье эта идея не нравится, он считает, что новый год делает всех добрее, и после такого праздника Мортиша уже никого не захочет грабить. Он намекает Джону: не мечтал ли он стать актером. Тот говорит, что не мечтал и считает идею смехотворной. Пиранья и Рында намекают ему активнее, что ему придется сыграть Деда Мороза, да к тому же так, чтобы сама эта идея Мортише разонравилась. Тут к ним приходит еще один посетитель, который держится неловко развязно, постоянно теряется и, забываясь от сильных чувств, переходит с мужского рода на женский. Говорит, что он – пират и хочет присоединиться к их команде. Они сообщают, что кого попало в команду не берут, так что либо он пройдет три испытания, либо пойдет на корм Пиранье.
В другой сюжетной линии Дед Мороз и его помощник Эскимоська ищут Снегурочку. Ее не было нигде, где они предполагали ее найти, и Дед Мороз решил, что ее в очередной раз похитили. Эскимоська говорит: «Такие нехорошие люди, похитили и записку оставили». Дед Мороз забирает записку, и понимает, что она от Снегурочки. Там говорится, что ей надоело, что каждый новый год проходит одинаково, она сбежала на поиски приключений. Теперь этим двоим придется ее искать, чтобы она не попала в неприятности. Они поют песню про то, что им поможет дедукция и вообще они сейчас как Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Дед Мороз ходит с лупой и предлагает искать улики, а Эскимоська носится вокруг, считает, что улитки в снегу – это глупо, хочет запрягать сани и спрашивает, куда ехать. Еще они хотят пустить по следу собак, но их у них нет. Наконец, они обнаруживают в комнате Снегурочки книгу «Остров Сокровищ» и пропажу пиратского костюма, так что они понимают, что надо искать ее у ближайших пиратов. Эскимоська собирается всех победить, потому что он чемпион по борьбе нанайских мальчиков.
Помолчав, Снегурочка начинает громко смеяться и говорит, что это шутка. Тогда смеются все остальные и записывают чувство юмора в плюсы для новобранца. Ей дают пистолет, чтобы проверить меткость – надо попасть в мишень, которую держит снеговик на другом конце сцены. Она стреляет и сбивает шляпу Джона, тот сердится, потому что это была его любимая шляпа, но это веселит Рынду и она дает Снегугу еще одну попытку. В этот раз она попадает к кружку Джона, откуда черед дыру струей выливается «чай». Джон опять говорит, что это его любимая кружка, и что он понимает, что Снегугу одноглазый, но ведь не глухой, и целиться должен в мишень, а не в него. Снегугу еще раз неуверенно стреляет, и куда попадает непонятно, пока Джон не выплевывает пулю. Он говорит, что это слишком, однако они переходят к следующему испытанию – знанию страшных ругательств. При этом садятся за стол, и Снегугу случайно бьет их локтями по головам, так что те говорят «Якорь тебе в печенку» и что-то типа того. Для демонстрации ругательств они предлагают представить ситуацию: корабль налетел на рифы во время шторма и что-то еще. Снегугу, вообразив, кричит: «Блиииин!!!» Это всех впечатляет и они думают, что надо запомнить. Последнее испытание – бой. Джон достает шпаги и командует атаковать, Снегугу ударяет его по голове кулаком. Этот прием они тоже решают запомнить и все же принимают Снегугу в команду. Зовут Мортишу, чтобы она научила Снегугу фехтовать. Снегурочка радуется, что ее приняли в пираты, Мортиша ворчит, что при этом посадили ей на шею. Как-то Снегурочка упоминает о новом годе, что сразу интересует Мортишу, и они договариваются, что она научит фехтовать, а «он» за это расскажет о новом годе.
Снегугу быстро учится и даже выучивает трюк, как отобрать шпагу противника. Выполняя обещание, Снегурочка поет песню, в которой описывает новый год в традиционном представлении. После появляется Рында и говорит Мортише, что к ней пришел тот, кого она ждала – настоящий Дед Мороз. Снегурочка закрывает лицо краем шляпы, потом вообще прячется за снеговиком. Но это не Дед Мороз – это переодетый Джон Палитра, он в пончо из мешковины и таком же капюшоне, полностью закрывающем лицо, из под которого торчит борода тканевой бахромой, это все делает его похожим на жуткое пугало. Он грубо шутит, говорит, что считал Мортишу красавицей, а не какой-то пираткой, дарит ей мешок с тараканами, целует Рынду и размахивает пистолетом. Мортиша разочарована и спрашивает Снегугу, неужели это и есть «добрый Дед Мороз», та, отвечает, что, конечно же, нет и срывает с него капюшон. Мортиша узнает Джона, обижается, что они все ее обманули и заявляет, что сбежит от них к Деду Морозу и будет дружить со Снегурочкой. Джон и Рында обвиняют Снегугу в порче плана, пиранья срывает с «него» усы и бандану. Сейчас у Снегурочки темные волосы, но в обычном костюме коса будет светлая.
Тогда Снегурочка признается, кто она на самом деле. Рында и Джон сразу испытывают к ней особое уважение, суетливо предлагают присесть и надевают ей снятую куртку. Но Пиранья говорит, что Снегурочка должна быть заложницей, чтобы заманить сюда Деда Мороза и исправить ситуацию с Мортишей. Снегурочка сражается, как ее научили, но ее оттесняют к трюму. Попутно она угрожает им Дедом Морозом, но Джон говорит, что его дед пострашнее будет. Тогда Снегурочка говорит, что его дед в отличие от Деда Мороза никого не заморозит, и гордо спрыгивает в люк со словами: «Если понадоблюсь, я в трюме». Пираты радуются, что первая часть нового плана у них получилась, планируют, как отберут подарки. Рында собирается нарядиться розовой феей, Джон нехотя говорит, что будет в костюме снежинки, а для пираньи они хотят сшить костюм золотой рыбки. Пиранья против, заявляя, что должен оставаться хищной пиратской рыбой. Где-то тут все берут музыкальные инструменты, а Пиранья переодевается в кожаную куртку и поет песню, в которой «всех пиранья примет, всех пиранья съест». Песня совсем не похожа на рок или метал, как можно было ожидать. Дальше все устраиваются в засаде, ждать Деда Мороза.
Наконец, Снегурочка уже выученным трюком отбирает шпагу Рынды и замахивается сразу двумя. Пираты говорят, что так нечестно, отступают и падают в аквариум. Тем временем Дед Мороз возвращает посох и замораживает пиратов под водой, а Пиранью – на поверхности. Снегурочка все объясняет и ей уже достаточно приключений в этот новый год. Дед Мороз приглашает на праздник Мортишу, а остальных собирается отправить в глубокую заморозку, и его приходится уговаривать этого не делать. Вообще-то до сих пор это было довольно скромный Дед Мороз, не такой, который бывает в роли всемогущего бога из машины, и которого боятся дети, потому что он обладает всеми признаками злодея, и непонятно, зачем ему дарить незнакомым детям подарки без скрытого умысла. Но тут создается впечатление, что чем скромнее Дед Мороз, тем более жутко он себя ведет. В общем, Мортиша и Снегурочка объясняют, что пираты никогда не были на новогоднем празднике и никогда не получали подарки, и тогда он признает, что в таком случае, неудивительно, что они злые. Он еще спрашивает их об этом же, так что они мычат сквозь лед, демонстрируя, что заморожены они в сознании. Ну, Дед Мороз их размораживает и решает подарить им подарки: Джону – набор красок, Рынде – костюм розовой феи, Пиранье – мешок пельменей, а также спрашивает Мортишу, что ей подарить.
Где-то на этом заканчивается основной сюжет, но вот еще моменты с Пираньей, которые я не помню, в каких частях сюжета происходят:
Тем временем на борту появляется спрут, которому не нравится шум, он хватает Снегурочку и требует прекратить праздновать. Все сначала собираются одновременно напасть, но потом решают вместо этого его отвлечь еще одной шумной песней. Спрут признается, что когда-то он был чемпионом по футболу и предлагает игру на внимание, где каждое движение его щупалец означает «гол», «мимо» или «штанга». В конце Дед Мороз дарит ему прозрачный мяч с морской символикой, и тот уплывает. Потом Джон учит детей «зулусскому языку», где надо повторять сначала очень сложное и неразборчивое бормотание, которое плавно переходит в текст на русском. В конце Пиранья возвращается с электрическим скатом, которому нужны были новогодние огни, чтобы под водой тоже был праздник. Все соглашаются не отбирать гирлянды, а находят способ зажечь елку как-то по-другому. Скат остается праздновать вместе со всеми.