Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

пятница, 11 декабря 2020 г.

Интересные факты о мультсериале «Капитан Флинн и пираты-динозавры»

 «Капитан Флинн и пираты-динозавры», наконец, добрались до России! ...И, видимо, прошли незамеченными, но я как раз хочу это исправить. Я нашла этот замечательный мультсериал уже довольно давно, но поскольку он не был известен почти нигде, кроме Австралии, я думала, что и интересные факты о нем никому не будут нужны. А теперь продолжаю знакомить вас с малоизвестными мультсериалами, достойными внимания.  


Во-первых, сама идея сделать пиратов-динозавров кажется чем-то из той «всякой всячины», которой переполнили третий и четвертый сезоны «Джейка и пиратов Нетландии». Даже странно, что после мумии-пирата, пирата-робота, пирата ледяного духа, пиратов-ниндзя, пирата-минотавра и пирата-фараона, к ним не добавили еще пиратов-динозавров. Но на самом деле они этого не сделали, потому что эта франшиза уже существовала, и в ней эта идея раскрыта лучше, чем авторы Дисней могли бы себе позволить. Вообще, я считаю, «Капитан Флинн и пираты-динозавры» лучше чем «Джейк и пираты Нетландии» во многих вещах: приключения, юмор, характеры главных героев, элемент пародии, оригинальность мира и деталей. А еще необычная стилизованная рисовка.

Итак, действие происходит в параллельном мире, обозначенном как «Семь с половиной морей». Причудливое место из множества крошечных островов, очень пустынное на первый взгляд, но чем больше его исследуешь, тем больше чудес обнаруживается. В книгах, по мотивам которых снят мультсериал, обычные дети попадают туда через внезапные порталы, расположенные в неожиданных местах типа школьного шкафа с принадлежностями для творчества, кладовки музея, пещеры на пляже или мешка из клетчатого одеяла. Пираты-динозавры, терроризирующие тот мир, также могут проникать в реальный с помощью этих порталов, чтобы похищать детей и сокровища, о чем никто, кроме главных героев, не догадывается. В мультсериале, впрочем, реальный мир ни разу не показали, и с ним все стало довольно запутанно. К этому я вернусь в конце статьи. Сначала стоит рассказать о персонажах.


Флинн – мальчик-капитан, который борется за справедливость и отважно бросается навстречу приключениям. Ответственный и всегда заботится о том, чтобы его команде было весело. Часто переоценивает свои силы, но ловко выкручивается из возникших неприятностей сам, или ему помогают друзья, которых он хорошо воодушевляет. Любит вести себя безрассудно героически и отчаянно гордо, но порой именно он проявляет осторожность и сглаживает углы. Особенно рядом с Вайолет.


Вайолет – самая лихая и безбашенная из основной четверки, первая помощница и впередсмотрящая, которая всегда рвется в бой. Прямолинейная, резкая и, как правило, предлагает наиболее радикальные решения. Когда спокойна, она более практичная. Часто попадает в беду, но также может спасти всех в одиночку. Владеет боевыми искусствами, среди приемов которых есть странный способ маскировки – «притвориться сосиской», что однажды приводит к весьма жуткой ситуации.


Том – классический умник, морской навигатор и изобретатель. Предлагает сложные пути решения проблем, которые могут сработать или нет. В пиратских делах типично неловкий, но находчивый. Рационален и не лезет в опасности. Бывает заносчивым или снисходительным, когда уверен, что в чем-то разбирается лучше других. Никогда не расстается с «Большой книгой пиратских фактов», где отыскивает любую нужную и даже самую неожиданную информацию.


Перл – очень милая и правильная, такая, каких обычно называют сердцем команды. Она любит красоту и порядок, всех призывает к хорошим манерам и часто оказывается самой благоразумной из всех. Большая чистюля. Может помогать врагам из вежливости. Если бывает «девой в беде», то нетипичной – ее всегда спасают случайности. Еще она лучше всех разбирается в маскировке и знает языки животных.

Флинн как капитан не имеет авторитарной власти, каждый из основной четверки имеет равное значение в приключениях и может быть главным в разных ситуациях. Также между ними всеми одинаково прочная связь, так что они не образуют пары, и не дают ни намека на романтический интерес между собой. Любовных линий в мультсериале совсем нет, что для меня большой плюс. И главное, чего не хватало Джейку, Иззи и Кабби, но что есть у этих ребят – это умение быть неидеальными, попадать в комические ситуации, смеяться над собой, признавать свои ошибки и развиваться, преодолевая свои недостатки. 

Пираты-динозавры, в отличие от пиратов Нетландии, знают, что такое пиратство и невероятно успешны в этом деле. У них всегда есть кучи награбленного золота на корабле и еще больше в сокровищнице на их собственном острове. Все их планы по ограблению других работают идеально, пока не вмешиваются дети, которые благородно никогда не берут сокровища себе, а всегда возвращают владельцам. Другая цель пиратов-динозавров – съесть главных героев и других людей. Несмотря на это, дети считают их самыми веселыми врагами, без которых им было бы скучно.


Капитан Ти-Рекс – предводитель основной четверки динозавров, реально похожий на капитана Крюка. Харизматичный, элегантный и свирепый, оказывающийся жалким при поражении, но не упускающий возможности подлым образом снова все развернуть в свою пользу. Для него важно стильно одеваться и впечатляюще выглядеть, из-за чего его называют жертвой моды. Он часто злоупотребляет верностью своей команды и бесцеремонно обращается с другими динозаврами, но все-таки уважает их.


Стиг и Диппи – не особо сообразительные стегозавр и диплодок, аналоги Шарки и Бонса, только больше соперники, чем друзья, ненавидят музыку и не имеют стокгольмского синдрома. Стиг гордится своим местом первого помощника, хотя в основном это означает, что вся тяжелая и грязная работа ложится на него. Диппи отличается чудным образом мышления, из-за чего все считают ее крайне глупой, но иногда именно ее странные идеи помогают решить проблемы. Оба очень добродушные, склонны сотрудничать с детьми и искренне не понимают, что плохого в грабежах и желании есть людей.


Тэрри – птеродактиль, поначалу самый загадочный персонаж, который кажется наиболее темной личностью. Но как раскрывается позже, на самом деле он утонченная натура, кто стремится стать настоящим актером, а между тем использует свои навыки притворства для коварных планов. Иногда показывает, что он не такой уж и злодей, просто ни динозавры, ни люди его не понимают. Использует способность летать, чтобы сбегать от опасности и оставлять своих в беде, а также любит необъяснимо исчезать из сюжета.

Итак, это были основные персонажи, их также восемь, как и в «пиратах Нетландии». Но если там второстепенные персонажи могут даже затмевать главных, то здесь это совсем не так. 


Гигантозавр – капитан-одиночка, который держит в страхе абсолютно всех и для других динозавров представляет не меньшую опасность, чем для людей. То грубый и неотесанный, то демонстрирует аристократичные манеры, но всегда одинаково хочет всех съесть: динозавров – за малейшую провинность, людей – просто так. Ти-Рекс подчеркивает, что он его кузен, но это редко его спасает. Обычно всех спасает то, что Гигантозавр сам очень редко появляется.


Последний пират-динозавр есть в книгах, но не в мультсериале – это трицератопс Трики. Но, поскольку, в книгах характеры динозавров не раскрываются, мы никогда не узнаем, какими он или она были бы. Могу предположить, что кем-то, кто любит устраивать розыгрыши.





Стаббл – бывший капитан Желудя, уступивший свое место Флинну и ставший коком только затем, чтобы всех мучить своей «пиратской кашей» или заварным кремом (не знаю, как в русской версии). Конечно, это не его вина, что его еда кажется вкусной только чудовищам, тем не менее он не готовит ничего другого, так что если это не гадость, то уж точно всем надоело. Когда он экспериментирует, действительно получается гадость: с ботинками, носками, рыбьими костями или живыми рыбами и еще чем угодно невкусным и несъедобным. Помимо этого факта, он вполне симпатичный персонаж, который посвящает себя служению людям.


Рассел – питомец Стаббла: то ли попугай, то ли тукан, в разных сериях по-разному. Считается, что он никогда не улыбается, но на самом деле улыбается он много, только не от радости, а в насмешку. Критикует еду Стаббла, высмеивает трусость Гарглгатса и тщеславие капитана Ти-Рекса простыми повторяющимися фразочками, типичными в изображении попугаев. Бывает, поступает нетипично разумно и посильно кому-нибудь помогает. Назван в честь одного из авторов (Russell Ayto).


Гарглгатс – еще один капитан-одиночка, очень чувствительный безобидный неудачник и маменькин сынок, только ради нее и ставший пиратом. Он всегда попадает в беду и всего боится, тем удивительней его редкие успехи. Не хочет быть пиратом и пробует разные профессии, но в каждой терпит неудачу, связавшись с динозаврами. Как и Тэрри имеет тайное увлечение переодеваться в женскую одежду, только у него это с актерством не связано и на этом внимание вообще не акцентируется. Тем не менее, в таком виде он ведет себя нетипично развязно. Кто-то даже задавал вопрос автору, не его ли это мама, которую никогда не показывали, но тот сказал, что нет.


Король – высокомерный и самовлюбленный самодур, который заставляет всех выполнять любые глупые приказы, иначе он заберет их корабль или посадит в тюрьму. От этого страдают в основном самые законопослушные, потому что его люди едва ли могут справиться с динозаврами. Поэтому пираты-динозавры часто грабят его, и тогда он посылает детей возвращать его сокровища.


Принц Юстас – сын того короля, гиперактивный маленький мальчик, который может устроить полный хаос на корабле. Слуги короля сажают его в бочку, чтобы утихомирить, но если он чем-то загорелся, его ничто не удержит. Можно подумать, что он не осознает, сколько проблем создает, но когда надо, он создаст их специально.


Леди Мэр – правительница Шанти-тауна, самого крупного, музыкального, и, наверное, единственного человеческого поселения на суше. Среди населения во второй серии можно увидеть старичка, который выглядит, как типичнейший мэр, но либо на самом деле он им не является, либо с того момента успела смениться власть (тут такое бывает). Она также морская капитанша по совместительству, с некоторыми музыкантами из города в качестве команды, потому что в их мире просто невозможно не быть мореплавателями.

Сами авторы на официальном сайте (https://captainflinn.zdfe-b2b.de/) описали своих персонажей очень однобоко. В описании детей они в основном фокусируются на том, какие все крутые и какой хороший пример они подают зрителям, а в описании динозавров – на том, какие те глупые, трусливые и комичные. При этом они еще странно навязчиво упоминают, что пиратская жизнь не для неженок, но такие тут есть, и это ничего. Я не могу представить, что авторы видели в этих персонажах только это, и надеюсь, что в невнимательности виноваты составители сайта. 

Это не все персонажи, но те, которые не были одноразовыми. Семь с половиной морей заселены почти исключительно пиратами, как типичными, так и уникальными. И их намного больше, чем в Неталндии, только значение для сюжета у них практически никакое. Тем не менее, они оказали глобальное влияние на свой мир: так как пиратство повсюду, оно считается нормой, большинство легкомысленно проводит жизнь, отбирая сокровища друг у друга, и только главные герои борются с этим. Они из разных миров, так что тут происходит столкновение двух представлений о пиратстве: дети думают, что это о приключениях, а не о грабежах, все остальные – наоборот. 


Везде, где есть очеловеченные животные, мне интересно, как у хищников обстоят дела с поеданием разумных видов. Однако здесь можно не задаваться этим вопросом, ведь примерно треть мультсериала посвящена этому. Интересно другое: чем обходятся динозавры, когда им не удается съесть людей? Судя по всему, вместе с разумностью, у них также развилась всеядность. По идее, капитан Ти-Рекс и Тэрри должны быть хищниками, но они отлично едят фрукты, банановые пироги, сэндвичи, кашу Стаббла и особенно любят кетчуп. Стиг и Диппи должны быть травоядными, но им навязчиво нравится идея людоедства, а также Стиг упоминал, что ел птиц, и это самое вкусное после кетчупа. А каким вообще образом удается прокормиться Гигантозавру раскрывается в одной из серий: существует остров, полный готовой великанской еды. Надо полагать, большую часть времени Гигантозавр проводит там.

Но почему Гигантозавр так редко появляется, все-таки довольно очевидно. Совсем не то, что Тэрри, который, будучи основным персонажем, слишком часто отсутствует без явной причины. В смысле, кроме той, где он был бы излишним с точки зрения сценария. Он может как совсем не появиться, так и исчезнуть в процессе. Например, в серии, где динозавры учатся плавать, Тэрри участвует в сражении, с которого все начинается, но когда Стиг падает за борт, его нигде не видно, и до конца серии о нем больше никто не вспоминает. А в серии, где Том потерял память, Тэрри вместе со всеми укрывается от шторма в каюте, однако когда погода успокаивается, и все выходят на палубу, он просто остается внутри до конца сюжета. И подобное происходит так часто, что буквально входит в его характеристику. Авторы все-таки сочли нужным прояснить этот момент, правда, вне сериала. На официальном сайте сказано, что Тэрри в это время репетирует в своей каюте или улетает на прослушивания, и даже дает уроки актерского мастерства где-то за кадром. Также его постоянное отсутствие ближе к концу начинают забавно обыгрывать. Так, в серии про доску для хождения по ней, Тэрри проваливается в люк и пытается оттуда выбраться, но всякие нелепые случайности, вызванные тем, что происходит наверху, мешают ему это сделать. Или в серии про край карты он не участвует в сюжете, но когда дети начинают обыскивать корабль динозавров, Вайолет обнаруживает его репетирующим свою лучшую женскую роль – Лютик, и говорит, что видела слишком много.

Чего я никак не могу понять: динозавр-актер – это отсылка к чему-то? Почему они неизменно встречаются в совершенно независимых произведениях? Помимо Тэрри здесь, я знаю точь-в-точь такого же персонажа из «Табалуги», который однажды выдавал себя за него в попытках занять его место.


Совпадений уж слишком много: характер, манеры, роль в сюжете, способность летать, уверенность, что никто его не полюбит таким, как есть. Еще один, не совсем динозавр, но близко – крокодил-актер из «Чипа и Дейла». И опять основные черты совпадают.

Кроме того, все трое так или иначе связаны с пиратами: Тэрри – сам пират, лже-Табалуга спасает птиц от переодетых пиратами пингвинов, а крокодил хочет сыграть пирата в спектакле. Вот почему мне кажется, что это какое-то общеизвестное среди англоговорящих клише, о котором я не знаю. Может, конечно, все куда проще: от динозавра меньше всего ждешь тонкой творческой натуры, а идея, что он может быть актером и представляться кем-то другим, абсурдна. В таком случае, у авторов, по крайней мере, трех мультсериалов уж слишком подозрительно сходятся мысли. И это не объясняет насчет пиратов. Тут точно есть общая предыстория, но найти ее у меня не получается.

Еще интересно, что у некоторых динозавров есть волосы: у Стига, Ти-Рекса и Гигантозавра. Причем у Диппи – единственной женщины среди динозавров – как раз их нет. Какой необычный выбор! Конечно, неизвестно, не парики ли это. В одной серии Диппи в парике, изображающем прическу Перл, жалуется на то, что он чешется. Возможно, она просто не смогла носить парик, как остальные. Однако тут любят в шутку надеть на динозавров какие-нибудь вычурные парики, так что в таком случае получается, что у них один парик поверх другого.


Также если присмотреться к персонажам, можно заметить, что у большинства есть недостающие части тела. Не удивлюсь, если они потеряли их из-за столкновения с динозаврами. Крюки вместо рук, деревянные ноги и повязки на глазах имеют даже животные. Динозавры в том числе. Хотя повязки на глаза, как известно, пираты носят по другим причинам – чтобы легко перестраиваться видеть в темноте, спускаясь под палубу. У Стига и Диппи повязки всегда на разных глазах, так что они явно носят их именно поэтому. Есть также подтверждение, что у Стига оба глаза в порядке: когда Вайолет оттягивает его повязку. Плохо то, что Флинн об истинном назначении повязки не знает, и носит ее всегда на одном и том же глазу. До того, как он начал это делать, у него было два здоровых глаза, однако если так будет продолжаться, он точно испортит зрение на тот глаз. Впрочем, если он собирается навсегда остаться в Семи с половиной морях, в том чтобы быть по-настоящему одноглазым для него не будет никакой неприятности. Вот только что это за пример для зрителей? Возвращаясь к динозаврам, неочевидно, что с рукой капитана Ти-Рекса. Его крюк то на одной руке, то на другой, но в одной серии был момент, когда его нормальная рука была занята, а крюком он не мог сделать того, что требовалось. И, если это был не протез, то непонятно, почему бы ему не пришло в голову, его бросить хоть ненадолго. У Стига реально нет ноги, его деревянная нога снимается, а то, что она тоже то левая, то правая – это уже просто ляп. Обычно Стиг слишком крепок, чтобы травмироваться, но, вероятно, ошибкой было думать, что он совсем неуязвимый. 

Однако есть и хорошая новость: жители Семи с половиной морей постепенно начинают отказываться от настоящего оружия, поэтому травматичность их жизни уже заметно снизилась. Произошло это следующим образом. В книгах дети использовали настоящие сабли и кинжалы, потому что… видимо, детская литература меньше страдает от цензуры.


В мультсериале это надо было исправить, но сражения были важной частью сюжета, чтобы их исключить, поэтому всем просто дали игрушечное или импровизированное оружие. Так, у Флинна деревянный меч, сделанный из решетки корабля, у Вайолет – вроде как тоже деревянная шпага, однако на нее действует магнит, так что в ней есть металлические части. Со Стигом та же история. Перл использует перо, чтобы всех щекотать, а Тому в бою пригождаются его энциклопедия и изредка линейка. Капитан Ти-Рекс сражается крюком и огромной ложкой, Диппи – вантузом, а Тэрри – лопаткой для котлет. Как обычно, то эти инструменты тупые и никому не причинят вреда, то режут сети, веревки, ткань и тому подобное очень хорошо. Тем не менее, другие пираты все еще используют острые железные сабли, и только к концу переходят на деревянные.

Поэтому вот внутримировая версия, почему это произошло: дети пришли сюда из другого мира, где насилие неприемлемо, и они бы не стали использовать настоящее оружие, пусть и могли его получить. Динозаврам оружие было не нужно, ведь у них есть зубы, когти, и хвосты и шипы. До того, как они встретились с детьми. Им попались под руку какие-то предметы, которые оказались удобными, а фехтование ими – веселым, поэтому они остановились на этом. Дальше дети успешно защищали обитателей Семи с половиной морей от динозавров, и приобрели среди них соответствующую репутацию, а вместе с ней и влияние. Начиная с Шанти-тауна, люди начали брать с них пример, а учитывая, что это главное поселение и все пираты неизбежно бывают там, со временем они тоже это переняли.


Помимо любимого оружия у основных персонажей также есть любимые враги, с которыми они сражаются один на один чаще других. Я даже сделала таблицу, чтобы проследить закономерность. Чаще всего комбинации такие: Флинн против Ти-Рекса, Вайолет против Стига, Том против Диппи и Перл против Тэрри. В этом есть символизм: два капитана, двое сильнейших, противоположности по интеллекту и две утонченные натуры. Но они не обязательно противостоят друг другу именно в таких комбинациях. Флинн, конечно, не сражался с Ти-Рексом всего два раза, а вместо этого один раз со Стигом и один – с Диппи. Зато остальные выбирают других врагов намного чаще. Вайолет единственная сражалась с Ти-Рексом помимо Флинна. На втором месте по количеству дуэлей были следующие пары: Вайолет против Диппи, Перл против Стига и, как ни странно, Том тоже против Стига. Тэрри не всегда появляется и не всегда участвует, так что кроме Перл, у него было две дуэли с Томом и три с Вайолет.

Каждый раз, когда показывают остров динозавров – Костлявый Остров или Мешок Костей (не знаю, как в русской версии), на заднем плане всегда видно горы костей. Причем, это кости других динозавров и каких-то гигантских людей. Также много костей есть на корабле пиратов-динозавров и вообще весь их корабль отделан костями. В некоторых других местах тоже обязательно да заваляются. Вопрос: откуда их столько? Не иначе в этом мире произошла глобальная катастрофа. Я даже знаю, какая.


Вы замечали, что в экране заставки, где корабль детей зигзагами перемещается по карте, он постоянно плавает по суше? Так, если верить карте, в центре должен быть материк, сквозь который, по идее, плавать нельзя. Но в одной серии, где показывают их маршрут, они останавливаются прямо посреди предполагаемой суши, и когда показывают их самих в тот же момент, видно, что они находятся посреди моря и вокруг нет ни намека на материк. Поэтому я предполагаю, что материк затонул, а карта осталась с тех времен, пока он еще был. Это объясняет сразу и кучи костей повсюду (более крупные динозавры не научились плавать), и то, что все население – исключительно моряки и пираты (оставшиеся острова слишком маленькие, чтоб на них можно было полноценно жить), и то, откуда берутся все несметные сокровища, если их никто не создает (материк, видимо, был богатым). Противоречит этой теории только одно – отсутствие следов цивилизации на дне. В серии, когда море исчезло, там обнаружилось только множество разбитых кораблей. Опять же, неизвестно, насколько давно была катастрофа, и если на материке не было построек из камня, то все вещи из дерева и других материалов могли просто сгнить или быть размытыми морем.

Все же мир очень искусственный. Первые признаки этого показаны в серии про неисправный компас, точнее, не работающий из-за того, что пираты-динозавры украли магнитный полюс. Полюс в виде гигантского магнита, который обычно расположен в самом центре карты. Еще перед этим они случайно доплыли до края карты, и это был буквально край света. Вода там прямо водопадом стекала с обрыва прямо в космос. Следующий признак искусственности мира был как раз там, где море исчезло, потому что слилось в гигантский сток, от которого динозавры украли пробку. Море вновь наполнили из аналогично гигантского крана. А в полной мере искусственность мира показала себя, когда был оторван угол главной карты, и от этого все основные персонажи, заплывшие на территорию оторванного угла, застряли в фиолетовой бездне, откуда не могли выбраться, пока не восстановили карту. И даже когда они выбрались из бездны, им все равно было не добраться до моря, потому что в том углу была пустыня. Тогда Диппи догадалась нарисовать море на карте, и оно в самом деле появилось. 

В мультиках часто бывает, что дети ведут себя более взросло, чем сами взрослые. Здесь дети, по сравнению с теми, что из пиратов Нетландии, все же позволяют себе иногда вести себя по-детски. Тем более что абсолютно все взрослые из Семи с половиной морей в той или иной степени проявляют ребячливость. Массовость такого поведения опять же повлияла на устройство общества, так что многие конфликты там решают с помощью игр в крестики-нолики и камень-ножницы-бумага, скрещенных пальцев и шуточных клятв типа «cross my heart and hope to die» (с вариациями).

Очень много серий посвящено тому, как главные герои справляются с  нежелательными гостями на своем корабле. Это и гиперактивный принц, который хочет стать пиратом, и едва вылупившийся динозаврик с огромной силой и прожорливостью, и неуклюжая гигантская осьминожка, полюбившая кашу Стаббла, и семейство крыс с клептоманией, и нашествие вредных мышей, и типичный плохой сосед – брат-близнец Стаббла. И это еще не говоря о надоедливом альбатросе, который переодетый Тэрри, и отзывчивой, но жутко разрушительной Диппи, которая не уйдет, пока не отплатит долг за спасение жизни. 

Что еще общего у капитана Ти-Рекса и капитана Крюка (в версии «Джейк и пираты Нетландии»), так это то, что оба внезапно оказываются изобретателями. У капитана Крюка гораздо более длинная история, так что ему приписать изобретательство более неуместно. В случае Ти-Рекса кое-что эту новость все же предвещало, можно сказать, его талант развивался постепенно. Сначала, когда ему принесли шарик на день рождения, он придумал сделать так, чтоб его корабль летал на воздушных шариках. Дальше он, взяв пример с Тома, когда море исчезло, поставил корабль на колеса. Затем он сделал «морское чудовище» на педальной тяге из бамбука и ткани. После у него уже была металлическая подводная лодка в виде кита с паровым двигателем. И если до этого момента его изобретения легко было не заметить, поскольку злодеи всегда изобретательны в своих коварных планах, то следующую ступень просто нельзя игнорировать. Даже в самой серии на этом акцентируется внимание. Он опять сделал колеса для своего корабля, но на этот раз с двигателем современного автомобиля, и получился вездеход для моря и льдов. В дальнейшем прогресса не было, но изобретения остались: например, большая педальная дрель, чтобы просверлить борт корабля, аттракционы для парка развлечений, в том числе тот трехпалый автомат с игрушками. Правда, одно изобретение… это просто кошмар.


Если вы читали другие мои статьи о мультсериалах, то знаете, что у меня есть номинации для худших серий, как «самая скучная», «самая раздражающая», «самая болезненная» и «удивительно плохая», но здесь это серия, которую реально хочется забыть, потому что она воистину мерзкая и тошнотворная. Не знаю, как в русской версии, в оригинале она называется «Smugglers Bay» (Бухта контрабандистов). Про то, как динозавры сделали подпольный мясокомбинат, где делают сосиски из людей. У них было реально много сосисок, так что страшно представить, сколько у них уже было жертв. Когда дети это обнаруживают, динозавры хотят сделать то же самое с Вайолет, и у них почти получается. Преподносится это все отвратно обыденно, в наивной по содержанию песне ощущается больная атмосфера, а Флинн ведет себя несносно, когда проверяет все непонятное, не задумываясь, не станет ли от этого только хуже. Весь юмор на таком фоне становится неуместным. Проблема еще и в том, что хотя эту серию лучше не смотреть, авторы позаботились о том, чтобы нельзя было сделать вид, будто она не существует. К ней ведет самая продолжительная последовательность в мультсериале – во многих сериях Вайолет притворяется сосисками. Эту ее причуду ввели исключительно как подводку к этой серии, чтобы в итоге ее «хитрый трюк» жестоко обернулся против нее. После этой серии она действительно перестала, и никто об этом больше не вспомнил, хотя, также Вайолет единственная в результате не приобрела отвращения к сосискам. Не исключено, что сама серия задумывалась как пропаганда против сосисок. В не имеющем отношения к мультсериалу британском спектакле, судя по трейлеру, сосиски действительно сделали из Стига. Так что вот вторая причина, выделяющая эту серию – она является экранизацией одной из четырех книг, на которых мультсериал основан. И судя по книге, пропагандой вегетарианства она все-таки не была: там в конце Флинн возвращается в реальный мир и с наслаждением ест сосиски.


К слову о различиях книг и мультсериала. В книгах достаточно сюжетных поворотов, которые не перенесли в мультсериал, потому что они слишком малышовые. Например, что Гигантозавр боится пауков. В мультсериале он – намного более серьезный противник, и было бы глупо давать подобную уязвимость. Дети бы просто завели паука-питомца и повсюду брали бы его с собой. Тот паук, от которого Флинн спас леди Мэра, отлично бы подошел. Конечно, боязнь пауков у Гигантозавра можно было обнаружить далеко не сразу и именно этим объяснить, почему он перестал им докучать, главное, чтобы с самого начала не было такого, что справиться с ним слишком просто. В сюжете про волшебную саблю было даже два существенных различия. Первое – Флинн заставляет Ти-Рекса пройти по доске, тот зовет мамочку, и волшебная сабля переносит ее к нему. Дальше, как это обычно бывает, она ругает его за плохое поведение и заставляет вернуть саблю Флинну. Кстати, она была стереотипно в бигуди, это плюс к вопросу, есть ли у динозавров волосы.

Второе отличие – это то, что пожелал Флинн, получив саблю, а именно превратить свою учительницу мисс Пай в бегемота. Это само по себе возмутительно, даже не говоря о том, что она была хорошей учительницей и ничего ему не сделала. Вообще самое существенное отличие в том, что в мультсериале дети не возвращаются в реальный мир. Оно и понятно: пришлось бы придумывать пятьдесят событий из их повседневной жизни, которые подводят к приключениям, а также отнимать экранное время от приключений в море. Я было подумала, что в этой версии они – местные, но последняя серия – экранизация первой книги все усложнила.


Сами дети ничего не говорят о своем происхождении, так как напрочь о нем забыли. По воспоминаниям Стаббла, когда они только появились, было похоже, что они прибыли из другого времени и другого мира. И по их появлению складывается впечатление, будто они просто пошли погулять, случайно забрели в этот искусственный пиратский мир и решили не возвращаться.

Это определенно были современные дети, и они припоминают кое-какие технические достижения. Например, в серии про стирку Том говорит, что когда-нибудь изобретет машину, которая сама будет стирать все вещи. Также Том, недовольный бутылочной почтой, говорит, что должен быть более удобный способ передавать сообщения и подробно описывает мобильный телефон… но все его друзья считают идею неправдоподобной и смехотворной. 

Есть еще домысел, что Вайолет дома поощряли отказываться от излишней активности, поэтому она медитирует, представляя себя сосиской, и внушая это окружающим. Хорошо гармонирует с ее увлечением боевыми искусствами. Это, кстати, новый уровень «неправдоподобно убедительной маскировки». Если в том, что динозавров, переодетых в людей все охотно принимают за немного странных людей, уже ничего особенного, то просто неподвижно лежать и заставить всех думать, что это сосиска – своего рода достижение.

Не исключено, что рассказывая предысторию детей в предпоследней серии, Стаббл допустил неточности. Но как он мог создать противоречие в собственной предыстории? Он утверждает, что наобум выдумал «пиратскую кашу» при первой встрече с детьми, впервые сделал ее случайно из упавших с полки ингредиентов, а затем стал коком в попытках воссоздать тот идеальный рецепт. Но это не могло быть так на самом деле, потому что из других частей его предыстории ясно, что он и раньше этим занимался. В серии, где они добывали лед для мороженого, выясняется, что Стаббл раньше работал коком на рыбацком судне на полюсе, и там случайно выплеснул котел за борт, и его содержимое застыло в глыбе льда. Это было мороженое со вкусом «каши», так что он уже тогда точно знал это блюдо. Второй эпизод из его прошлого выясняется в серии, где он изображал Нептуна. Там Стаббл был капитаном с командой персонажей заднего плана и они участвовали в сражении против другой команды фоновых персонажей. Там он использует свою «кашу» как оружие. И это тоже было до того, как он встретился с главными героями. Даже если эта история тоже была  выдумкой, глыба все равно остается доказательством, что он начал готовить «кашу» намного раньше.


Бывает так, что какой-то персонаж остается в беде и больше не появляется, так что насчет его судьбы можно предполагать худшее. Здесь таким персонажем для меня был раздражающий всех шотландский музыкант Винди Вандал из серии про спектакль. В конце серии он оказывается в мешке, который пираты-динозавры принесли на корабль в надежде, что там украденные у зрителей сокровища. Он сразу же начинает играть и петь, а пираты-динозавры не выносят музыку. На этом моменте серия заканчивается, и ни в одной из ближайших серий этот музыкант не возвращается. Я следила за персонажами заднего плана, так что могу сказать, что вернулись даже пираты, превращенные пиратом-колдуном в золотые статуи. Очевидно, пираты-динозавры не стали дожидаться, пока тот музыкант закончит и уйдет, его скорей всего бросили за борт. Но поскольку здесь предельно ясно, что динозавры едят людей, я боялась, что они его съели. К счастью, уже где-то в самом конце он снова появился и в полном порядке, разве что больше не пел. Там он своей волынкой давал сигнал для старта гонки кораблей. В следующей же серии оказалось, что переживать надо было за совсем другого персонажа… короля.


Исчезновение короля – это самое значительное событие, которое произошло за кадром, доказывая, что даже искусственный мир не вращается целиком и полностью вокруг главных героев. Они даже не узнают о судьбе короля! О том, что произошло можно понять по деталям. В эпизоде «Супер-корабль» Желудь проносится мимо сценки, где происходит коронация принца. Король больше никогда не появится, но никто не выглядит расстроенным по этому поводу, так что закономерно можно предположить, что его свергли. Было бы неудивительно, если б он просто всем надоел. Настораживает то, что они терпели его, пока он был типичным глупым королем, но в последнее свое появление в серии про день добрых дел король вел себя неожиданно хорошо и даже мудро. И именно после этого от него решили избавиться? Похоже, что им нужен был бестолковый король, и принц Юстас идеально подошел на замену тому, кто перестал таким быть. Вопрос в том, кому это выгодно? Чей вообще заговор это был? Можно было бы думать на посла, потому что это он коронует принца. У него даже были причины, учитывая, как король с ним обращался. Но с другой стороны, в последней серии выясняется, что он и сам пострадал. Вместо королевского посла ему пришлось стать обычным почтальоном. Это видно по тому, как он доставляет пиратам-динозаврам посылку, никак с королевскими делами не связанную, при этом еще рискуя быть съеденным. Может он и был тем, кто возглавил заговорщиков, просто в итоге не смог манипулировать принцем и теперь наказан. 


В нескольких сериях всплывает тема гипноза, а последняя серия полностью посвящена этому. Том владеет техникой гипноза, Тэрри осваивает ее, а остальные очень уязвимы к нему. Особенно Диппи: ее Том может загипнотизировать во время боя, также она чаще всех была в загипнотизированном состоянии. Но Флинн, Перл и Вайолет тоже легко поддаются гипнозу, и однажды совершенно случайно попали под его действие, когда Том пытался загипнотизировать Гарглгатса. Гарглгатс, что странно, в одной серии боится даже смотреть на часы, а потом в другой – нормально смотрит и позволяет себя гипнотизировать, даже не вспомнив, как его совсем недавно пугало отраженное на часах течение времени. Но главное, чем заканчивается посвященная гипнозу серия (также являющаяся финалом): динозавры под гипнозом отправляются возвращать награбленные сокровища. Но что будет дальше? Вернут ли им сознание, когда они выполнят задание? Дети, скорее всего снова заскучают без своих любимых врагов, но вот остальные могли бы счесть это отличным решением проблемы с динозаврами, и бороться за то, чтобы все так и оставалось. Или вовсе, не захочет ли кто-то избавиться от них, пока они еще в таком состоянии? С другой стороны, в том, чтобы пираты-динозавры вернулись в сознание, тоже ничего хорошего. Ведь у Тэрри останется способность гипнотизировать, и если его, опять же под гипнозом, не заставить об этом забыть, он продолжит ей пользоваться. И тогда это будут просто какие-то гипнотизирующие войны, ведь как не злоупотребить такой возможностью, когда все уязвимы к гипнозу? Когда я предполагала, что Тэрри окажется самой темной личностью, я была не так уж и неправа: после последней серии у него действительно есть шансы стать главным злодеем. И, например, стремиться к тому, чтобы превратить всех в свой театр марионеток. Хороший бы получился сюжет для гранд-финала, между прочим.

Этот мультсериал не скатился, потому что вовремя остановился. Однако именно закончившись на просто очередной серии, оставил гадать, и что случилось с королем, и не выйдет ли гипноз из-под контроля, и смогут ли детишки когда-нибудь вернуться в свой мир.