Известно, что комиксы про Муми-троллей совсем другие, они рассчитаны на взрослую аудиторию, высмеивают более серьезные проблемы и переносят героев в более современные ситуации. Но почему никто не говорит, насколько странным все стало при этом? До того странным, что в комментариях под весьма точной экранизацией комикса «Муми-тролли на Ривьере» большинство удивляется непонятным изменениям в характерах персонажей и сюжету, который они не узнают. В эту экранизацию на самом деле напихали всего, что только можно также из других комиксов. Или те нетипичные сюжеты из аниме про инопланетян и про джунгли, которые все считают неорганичными в мире Муми-троллей, они из комиксов. Еще новый мультсериал «Moominvalley», чтобы не повторять в очередной раз сюжеты книг, сосредоточился на рассказах и комиксах. Однако по нему тоже невозможно догадаться, насколько причудливыми были сами комиксы. Я была в шоке, когда начала читать первую историю «Муми-тролль и разбойники». Там творится такое безумие! Судите сами.
Итак, это альтернативная история, где изначально все по-другому и максимально неожиданно: у Муми-тролля нет родителей, зато он считает своими родственниками хаттифнатов, и они в этой версии говорящие! Он дважды теряет дом из-за настырных гостей, которые заставляют его обслуживать их, а выгнать их практически невозможно (это единственное, что было ожидаемо, и, наоборот, странно в книге, что со временем гости все-таки расходятся). Вонючка, известный в первую очередь по японским экранизациям, здесь буквально съедает Муми-дом! А обратившись в полицию, Муми-тролль попадает в тюрьму. И даже после этого на него валится бесконечная череда неприятностей с призраками, чудовищами, разбойниками и прочими вредными существами. Неудивительно, что после этого Муми-тролль очень склонен к суициду – то бросается в пропасть, то пытается утопиться.
Зато Снифф здесь очень креативный и предприимчивый. Это значит, что он все время втягивает Муми-тролля в свои опасные авантюры по обогащению. Весь сюжет первого комикса строится вокруг этого. Снифф на удивление талантливый алхимик, так что всего лишь из перца, меда и воды получает «эликсир жизни», который должен был возвращать молодость, а на деле же превращает все в противоположное. Этим эликсиром они меняют пол старушкам, превращают черепаху в скорый поезд, а медведку – в Морру! Да-да, вот так она и появилась! Теперь ясно, почему Морра так одинока – других представителей ее вида просто не существует! На этом судьбоносные для их мира события не заканчиваются, потому что они также уменьшают того самого нуммулита (про которого читал Хомса Тофт), пока пытаются продать его в зоопарк! Получается, что ученые в книге пришли к неправильному выводу о причинах его уменьшения, но кто бы мог подумать, что это все Снифф со своим эликсиром! Снифф пытается извлечь выгоду из любой неприятности Муми-тролля, то представляя его как духа, то – как живой воздушный шар, то продавая его плохо склеенную скульптуру. Обычно Муми-тролль его во всем слушается, но если вдруг нет – Снифф показывает себя с самой худшей стороны. Муми-троллю очень не повезло иметь такого друга еще и потому, что он не позволяет ему подружиться со Снусмумриком и мешает сблизиться с фрекен Снорк (ну, хоть этого у него не получилось).
Да, Муми-тролль и Снусмумрик так и не подружились в версии комиксов. Их отношения не заладились с самой первой встречи, когда вместо фруктового сада выросли хаттифнаты, и Снифф увел Муми-тролля, вынуждая его одного с ними разбираться. Из-за этого в конце Снусмумрик злопамятно не хочет помогать Муми-троллю и Сниффу, когда разбойники их связали и подвесили на ветке дерева. Когда же Муми-тролль обещает, что сам позаботится о хаттифнатах, тот скидывает его прямо в собравшуюся под деревом электрическую толпу «его родственников».
В итоге именно хаттифнаты прогоняют разбойников и всех спасают. Они, кажется, тоже думают, что Муми-тролль их родственник. Только ума не приложу, почему: единственное, что у них общего – это белый цвет! Конечно, для конкретно этих хаттифнатов, возможно, Муми-тролль мог быть первым, кого они увидели, и получилось как у птиц и некоторых животных. С другой стороны, тех хаттифнатов, что были вначале, Муми-тролль первый назвал родственниками. Или имелось ввиду, что хаттифнаты родственники между собой? Тогда это было слишком неочевидно.
Все заканчивается тем, что фрекен Снорк находит сокровища разбойников, а потом ей с Муми-троллем дарят большой новый дом, где по идее должны «поместиться все гости». Несмотря на восторженность, концовку нельзя назвать счастливой. То есть, здесь конец такого типа, при котором ничего не меняется, проблема не решается, но после пережитых приключений, проблемой уже не кажется.
Вот. Это был самый интересный и самый чудной комикс. Уже следующий, «Муми-тролль и семейная жизнь», показался мне скорее возмутительным, в нем все ведут себя довольно мерзко часто совершенно без причины, а любой проблеск адекватности быстро перечеркивается. Кто-то мог бы и усомниться, что это написала все та же Туве Янссон, но я не удивлена: в комиксах есть все раздражающие моменты, что я замечала в книгах, только в очень концентрированном виде.
«Муми-тролль и семейная жизнь» начинается с обесценивания всего достигнутого в первом комиксе – Муми-тролль опять лишился дома, и фрекен Снорк от него ушла. Причем, как это произошло, так и не выяснилось.
Во время очередной попытки самоубийства Муми-тролль, наконец, находит своих давно потерянных родителей. Судя по намекам Муми-мамы, он сбежал от них в младенчестве, а они, конечно, расстроились, но разыскивать его не стали. И я не сомневаюсь, что это вина Муми-папы – самого аморального и отвратительного персонажа комиксов.
У Муми-папы него всегда была склонность к чему-то неладному, но тут у него прямо-таки развязаны руки. Он по-настоящему стреляет из ружья в Снусмумрика, когда тот просит у него спички! (не попадает, потому что слишком плохо целится) А дальше притворяется разыскиваемым преступником, чтобы произвести на него впечатление. Просто из вредности посылает тете Джейн ящик с живыми ругательствами. И что хуже всего, Муми-папа почти сразу решает без предупреждения оставить в полном одиночестве склонного к суициду сына, сбежав с Муми-мамой в пещеру! Всего лишь от скуки! Он всегда не прочь злоупотребить тем, что Муми-мама ни в чем ему не отказывает, даже если это заставляет ее страдать. А если кому-то было мало демонстрации плохих привычек в лице курящего Снусмумрика, то вот вам еще пьющий Муми-папа, который любит надеяться выловить в море ящик контрабандного виски, что иногда у него получается.
Снусмумрик в этот раз, кажется, наиболее адекватным из всей компании. Он помогает Муми-троллю справиться со стрессом от потери родителей и приглашает пожить у него. Но как всегда, оказывается, что и он не без греха – позже принимает участие в подлостях против тети Джейн. Однако сколько бы Снусмумрик ни шел Муми-троллю навстречу, они так и не подружились. Поэтому, судя по отсутствию Снусмумрика во всех следующих комиксах, в итоге он ушел навсегда.
Эпизод с тетей Джейн особенно противный: Снифф то и дело разводит ее на деньги, а также подбивает остальных подстраивать ей ловушки, за спасение из которых он получит еще денег. Так, Муми-тролль и Снусмумрик строят вокруг нее клетку из колючей проволоки, потом они заманивают ее в палатку, а вернувшаяся фрекен Снорк зашивает выход! Я совершенно не понимаю такого жестокого отношения к женщинам вроде тети Джейн или хемулихи из «Мемуаров Муми-папы», в то время как аналогично неприятные мужчины вообще не наказываются. По той же причине мне не нравятся книги про Мэри Поппинс. В те времена, что, такая тенденция была распространена?!
Остальные комиксы тоже не радуют. Все время навязчиво кажется, что они пропагандируют что-то ужасно неправильное, и это трудно воспринимать как сатиру из-за нехватки положительного варианта развития событий.
Думаете, Муми-мама – святая? В комиксе про необитаемый остров она убивает заведомо разумного кабана, точнее зажаривает заживо с надеждой, что у того не было жены. Кабаниха действительно приходит мстить, но не сильно, потому что сама рада была от него избавиться. И кстати об этом. Ни в одном комиксе ни разу не было показано действительно здоровых отношений между мужчиной и женщиной.
Я с самого начала считала, что Муми-тролль и фрекен Снорк – не лучшая пара. Даже в книгах Муми-тролль часто раздражает своим сексизмом и комплексом героизма, и я всегда была уверена, что она предпочла его просто как лучшего из худших. Потому что там реально не из кого выбирать. А в комиксах это стало еще наглядней, ведь в них фрекен Снорк пытается уйти к другому при любой возможности. В конце концов, либо ее новый кавалер оказывается еще хуже, либо он более-менее, но ревнивый Муми-тролль им все портит. Причем Муми-тролль сам не упускает возможности увлечься кем-то еще, вроде цирковой примадонны или Мюмлы. Да и без этого Муми-тролль и фрекен Снорк постоянно ссорятся, и то, насколько много внимания в комиксах уделяется нездоровым отношениям этой парочки, порой просто невыносимо.
Больше всех в худшую сторону изменилась Мюмла. Она была моей любимой героиней из книг, однако то, какой ее сделали в комиксах, ее безнадежно испортило в абсолютно всех адаптациях. Когда я смотрела японскую экранизацию, все хотелось спросить, почему большая часть ее черт характера перешла к малышке Мю, а сама Мюмла стала скучнейшей милашкой? Так вот разгадка нашлась в комиксах. Там из неунывающей и смелой девицы, Мюмла превратилась в безрассудную влюбчивую плаксу. Правда, впервые Мюмла появляется в книжке-картинке «Что было дальше?», где она также много беспокоится и плачет. Но, несмотря на это, я сомневаюсь, что ее образ в книгах можно было неправильно интерпретировать. Как, например, Туу-тики в «Волшебной зиме» можно было посчитать холодной и жестокой, в то время как в комиксах и адаптациях она довольно милая, и сразу понятно, что на самом деле она просто толстокожая. С Мюмлой так не получится. В книгах Мюмле не нравятся вечно страдающая Миса и тревожная Филифьонка, значит, она сама не такая. И, насколько я помню, ни разу ни в кого не влюбляется. Как же вышло, что в комиксах это стало основной чертой ее характера?!
Я где-то читала про то, что слово «Мюмла» у Туве Янссон было эвфемизмом «шлюхи», это многое бы объяснило, но все-таки слишком странно, и я понятия не имею, насколько эта информация достоверна.
И ладно бы только это, ведь Мюмла романтизирует насилие еще похлеще, чем фрекен Снорк! Она находит настоящих пиратов, чтоб те ее похитили! И, вдобавок, заражает этой идеей фрекен Снорк. Собственно, только поэтому они и поладили, а до того были настроены друг к другу враждебно. А также каждый, в кого Мюмла влюбляется, обязательно кто-нибудь токсичный, кто презирает ее или игнорирует. Романтизация насилия была больной темой еще в книге, а уж в комиксах ее выше крыши.
Также жители Муми-дола много всего натворили в комиксе «Муми-тролль и новая жизнь», где здорово высмеиваются всякие «гуру». Первый научил их гедонизму, и все перестали работать, съели запасы на зиму, переделали кофейню в бар и выпустили всех преступников из тюрьмы. Муми-папа переселился на дерево и стал вместе с Вонючкой делать самогон. Еще Вонючка помогает Муми-троллю похитить фрекен Снорк, когда та сбегает с каким-то странным типом. Ну, по крайней мере, в этот раз она понимает, что это не романтично и разочаровывается в обоих своих ухажерах. Тогда Муми-тролль и его соперник ради нее грабят ювелирный магазин. Второй «учитель» пропагандирует страдания и лишения, тогда все начинают избавляться от своего добра, а Снифф и Вонючка этим пользуются. В конце эти два гуру встречаются и дерутся. Потом наоборот, но это уже неважно.
В общем, хоть мне и нравится франшиза Муми-троллей, но комиксы для меня стали очень большим разочарованием. Я не понимаю, как не возненавидеть этих персонажей, после того, как они предстали в настолько отвратительном свете! Но не все комиксы такие отталкивающие. «Горничная Муми-мамы» и «Муми-тролль и море» стали моими любимыми (не считая первого, который мне понравился своей причудливостью). Они были действительно остроумными и отлично развивали характеры героев.