С детства у меня осталась традиция каждый год смотреть новогодние спектакли, поэтому я видела, как они с каждым годом становятся все лучше и лучше. В основном, в плане спецэффектов, костюмов, песен и хореографии, но и в сюжетах иногда попадаются весьма неожиданные решения. Кроме того, как я заметила, театр в моем городе, похоже, все силы вкладывает в новогодние спектакли, так что обычно они получаются намного лучше спектаклей за весь остальной год. К сожалению до недавнего времени я их не записывала, из-за чего помню даже самые мои любимые ужасно смутно. Но сейчас я расскажу о двух независимых спектаклях про Лукоморье из двух разных городов – «Чудеса у Лукоморья» и «Зачарованное Лукоморье»! Да, они совершенно разные!
Первый спектакль, «Чудеса у Лукоморья» меня не разочаровал. Правда, в основном потому, что я думала, может, будет какая-то очередная неоригинальная интерпретация стихотворения Пушкина, а оказалось, что сюжет практически не имеет к нему отношения, и это только к лучшему.
Началось там все как-то стереотипно, но в итоге им все же удалось это неплохо обыграть. Кот Ученый думает, что сказки уже никому не нужны и неинтересны. Поет песню, где прямо так и говорится, что сказки теперь не в моде. Это мнение настолько типично, что ясно прослеживалось в детских спектаклях еще двадцатого века. Если бы авторы лучше следили за современными тенденциями, то, возможно, знали бы, что на самом деле сказки очень даже в моде, хотя, конечно, авторские, а не народные. Но и народные сейчас очень активно эксплуатируются, до такой степени, что в некотором понимании, это можно назвать «модой». Итак, выясняется, что у кота творческий кризис, однако большая толпа сказочных героев уже собралась, чтобы послушать новую сказку. Судя по всему, у них есть такой праздник, потому что приходят слушать сказки даже персонажи издалека. Кот прячется внутри дуба через специальную дверь и оттуда всем говорит, что ему все надоело. После долгих неудачных уговоров кота сочинить что-нибудь, наконец, причудливый волк с гигантской головой начинает за ним гоняться, угрожая съесть, если тот ничего не сочинит. Как ни странно, это сразу очень хорошо помогло. Кот начал рассказывать про темный лес, и когда он сказал: «Как вдруг…» завыл ветер, загремел гром, и кто-то в ярких одеждах схватил кота и утащил. Надо заметить, мне нравится, что современные тенденции в последнее время все чаще отказываются от раздражающего похищения всяких красавиц или снегурочек с целью женитьбы. Например, в «Новогоднем шоу Маши и фиксиков» Баба Яга похитила Нолика, потому что он помешал пилить елки и сломал ступу, вместо того, чтобы починить.
Так вот, остальные сказочные персонажи, видимо, разбежались, и многие из них так больше и не появились. А жаль, ведь среди них было немало интересных образов, и я наделась, что они все примут участие в сюжете. Там были две барыни, царь с царицей и царевич, земноводная русалка, живые цветы, Баба Яга и Кощей, белая волшебница с полумесяцем на голове, похожая на царевну лебедь и еще много тех, кого я не запомнила. Что интересно, это не первый случай, когда в детском спектакле появляется массовка из ярких сказочных персонажей, которая потом исчезает, не сыграв никакой роли. Хотя сейчас я не могу точно сказать, где еще я такое видела.
Когда сцена темнеет и опускается ширма, на авансцену выбегают скоморохи, и в связи с тем, что кота схватил тоже кто-то в ярких одеждах, я уж было подумала, что злодеями будут эти самые скоморохи, но быстро поняла, что это было бы как-то слишком для детской сказки.
Появляются главные герои – Петрушка и Матрешка – стандартные русские народные персонажи с раздражающими характерами: неотесанность у Петрушки и гипертрофированная эмоциональность у Матрешки. Кроме того Петрушка какой-то не веселый и совсем не смешной, несмотря на то, что ему вообще-то по образу положено таким быть! Это мне напоминает, что из-за всяких клоунов-аниматоров и таких же скоморохов, я начала забывать, что изначально и те, и другие предполагались смешными. А из-за вялых малышовых хороводов на елках, очень мало кому довелось участвовать в настоящих быстрых и вводящих в транс народных хороводах.
Когда Петрушка с Матрешкой приходят к дубу, то не узнают этого места, потому что дуб, очевидно, срублен. Но не просто срублен, а как бы вырезана средняя часть его ствола, в то время как часть с ветками висит где-то в воздухе. Вообще с этим дубом все время происходят странные вещи, их я буду упоминать по мере продвижения сюжета. Вот еще, когда Петрушка с Матрешкой приходят туда, в это время на пне сидит и (я так и не поняла) то ли лев, то ли леший. Это и правда неочевидно: он был с хвостом, с пышными косматыми волосами и огромной бородой, в каком-то неопределенном костюме, а когда представлялся, говорил очень невнятно. Так вот, к этому пню он примерз, причем из-за чего также неясно. Его хотели оторвать, но он закричал, что так без хвоста останется, и попросил подуть на него, чтобы растопить лед. Здесь, конечно же, привлекли детей-зрителей, которые дули без особого энтузиазма, но это, само собой, не повлияло на сюжет. Когда леший разморозился, он от радости стал бешено повсюду скакать вместе со всеми и даже кататься по этому пню, не боясь снова примерзнуть. Он рассказал, что произошло в лесу – оказалось, что кота похитил Черномор, и посоветовал найти Царевну Лебедь, чтобы попросить у нее помощи.
Снова сцена скрывается, а на переднем плане под энергичную зловещую музыку танцуют загадочные существа, как можно догадаться по их шляпам – грибы. На сцене снова между дубом и пнем на этот раз спит Черномор. Далее появляются его слуги в ярких костюмах, и мне опять нравится, что, несмотря на восточный антураж, среди слуг – половина женщины, не притворяющиеся мужчинами, и все же по положению полностью равные им. Какой Черномор теперь прогрессивный оказывается! Не то, что у Пушкина… Так вот, после песни про волшебную бороду, слуги притаскивают кота. Когда тот спрашивает, зачем он им, выясняется, что Черномор хочет слушать сказки. Кот говорит, что для этого совсем не нужно было его похищать, но Черномор объясняет, что ему нужны страшные сказки с плохим концом, которые ожесточат сердца детей. Кот отказывается такое сочинять, тем не менее Черномор все же надеется его заставить. От тех грибов (которые зовутся гнилушки-бородавки) он также узнает, что Петрушка с Матрешкой идут искать Царевну Лебедь, и чтобы им помешать, снимает с неба месяц. Это довольно забавная сцена, потому что слуги пытаются сбить месяц бородой Черномора. Когда, в конце концов, все получается, они опасаются, что месяц вернется в небо, поэтому отдают охранять трехголовому змею. И тут надо заметить, потом про этот месяц вообще забыли, и он так никогда и не вернулся на небо. Впрочем, месяц был старый, так что это могло быть аллегорией новолуния, учитывая, что отсутствие его света не сильно повлияло на путешествие главных героев.
Поэтому Черномор еще послал гнилушек перепутать все дорожки так, чтобы Петрушка с Матрешкой пришли не куда собирались, а к чудовищу. Так и получилось. В темной суете с мигающими огнями и толпой грибов их вынесло туда, где от дуба остался один пенек, около которого танцуют всякие лесные звери. В основном, очень маленькие медведи и очень крупные белки и ежики. Из разговора с ними выясняется, что они служат трехголовому змею, только его сейчас нет дома.
Одна из поганок убеждает Петрушку и Матрешку, что чтобы найти путь им надо сорвать особый светящийся цветок. Они долго колеблются, сомневаясь, не погаснет ли цветок, если они его сорвут. В итоге, в последний момент все-таки не решаются, догадываются о плохих намерениях поганки и прогоняют ее. С неба спускается верхняя половина дуба с лицом и сообщает, что в этом цветке заключена жизнь, то ли его, то ли тех зверей, не помню. Главное, что в благодарность он дает им лодку, чтобы продолжать свое путешествие по реке.
Они благодарят дух дерева и уплывают, а на сцене появляется русалка, та самая, которая была в начале. Она играет на гуслях, а вокруг танцуют разные земноводные или подводные жители.
Потом появляется классический страдающий от тоски Водяной с новой песней, не из «Летучего корабля» и на том спасибо. Правда, этот Водяной еще и с суицидальными наклонностями, в его песне поется что-то типа: «жаль, что не могу я утопиться, потому что не тону». А потом он поворачивается спиной и там у него акваланг! Так вот почему, он не тонет! Причем даже и не догадывается, в чем дело. Это, пожалуй, лучшая шутка в спектакле. Петрушка с Матрешкой понимают, что Водяной просто не умеет веселиться, они наивно учат его петь и танцевать, и это помогает. Водяной дарит им волшебную воду, которая превращает в козленочка, и все, читавшие «Вниз по волшебной реке», уже наверняка догадались, для чего.
Река приносит Петрушку с Матрешкой прямо в пещеру Змея Горыныча, где их встречает «огненное шоу». Самому Змею Горынычу забавно сделали глаза цвета светофора. Он не заодно с Черномором, он сам по себе немедленно решает съесть чужаков. Петрушка и Матрешка обманывают змея, сказав, что он не сможет их нормально съесть, потому что у него три головы, а их только двое. Когда тот действительно задумывается, что же делать, они предлагают третьей голове в это время запивать и подсовывают ту самую волшебную воду. Вот он, этот знаменитый трюк, который я еще в фанфике «Тень Тридевятого Царства» обыграла так, что после превращения козел вышел гигантским, трехголовым и огнедышащим. Здесь же все прошло без проблем.
Тем временем Кот Ученый сидит в клетке и кричит о нарушении его прав. Хотя он ведь и в оригинале, я подозреваю, ходил по цепи не буквально, а был прикован. Именно затем, чтобы ученого кота не украли. Черномор все требует от него страшных сказок, но безуспешно. Вскоре к нему являются слуги и докладывают, что Петрушка с Матрешкой успешно миновали логово Змея Горыныча. Тут Черномор понимает, что если они доберутся до Царевны-Лебедь, ему не жить, и с помощью магии меняется телами с котом, чтобы убили его!
Матрешка и Петрушка тем временем идут дальше с козленком и подходят к городу, куда они и направлялись. Там в лесу на качелях сидела белая волшебница, которую я принимала за Царевну-Лебедь… пока эти двое не прошли мимо.
В общем, входят они в город, там все веселятся и не подозревают, что что-то случилось. Горожане пристают к Петрушке с Матрешкой, требуя угадать, как зовут их царя. Если это тот царь из начала, – подумала я, – то его могут звать как угодно. Горох? Берендей? Макар? Какие еще цари бывают в сказках? Местные, очевидно, сообразили, что без подсказки не угадать и загадали загадку с рифмой в конце. Оказывается, их царя зовут Гвидон, и об этом надо было догадаться по Царевне-Лебеди. Но я-то надеялась на возвращение персонажей из начала!
Так вот, стоило им угадать, как сразу им навстречу вышла эта известная пара. Почему они не на острове, думаю, можно и не спрашивать. Узнав, что натворил Черномор, Царевна-Лебедь телепортирует его и кота к себе. Черномор в теле кота рассказывает, что ему пришлось вытерпеть, и просит убить его «похитителя». Кот в теле Черномора не совсем понимает, что произошло, но пытается рассказать, как все на самом деле. Петрушка и Матрешка не знают, кому верить, и тогда Царевна-Лебедь радикально превращает их в одного человека! То есть, она наколдовала разрушение чар Черномора и это была промежуточная стадия. Потом каждый из них вернулся в свое тело. Черномор видит, что теперь, раз его раскрыли, ему уже точно не жить… но его, как это обычно бывает, хотят простить. Царевна-Лебедь спрашивает зрителей, простить ли Черномора? Дети единодушно кричат: НЕТ! И они совершенно правы! Однако добрые сказочные герои все равно навязывают им это прощение, и обещают, что Черномор исправится, хотя никаких предпосылок к этому не было. Ну, по крайней мере, ему отрезали бороду, потому что считали, что именно борода делает его злым. Ладно, почему бы и нет. Заканчивается все тем, что всходит солнце, а месяц, как я и говорила, остался никому не нужным.
Второй спектакль, «Зачарованное Лукоморье» был шикарен. По большей части исполнением и спецэффектами, но и сюжет не слишком подкачал.
Все началось с появления злодеев, которые соскучились без новых сказок и решили создать свою новую. Это Кощей, раскрашенный как на День Мертвых, Баба Яга, которая выглядит в точности как Злая Королева в виде старухи из «Белоснежки» и ничем не примечательный Водяной. Они поют отлично аранжированную версию песни Кощея из «Маши и Вити» про то, что добро существует только благодаря злодеям. Это не тот случай, когда злодеи вытягивают весь сюжет, но они определенно знают, насколько важен конфликт для хорошей истории. Казалось бы, нет ничего нового в их плане украсть новый год, но неожиданные повороты еще впереди.
Дальше показывают школьную экскурсию к дубу у Лукоморья. Сам дуб выглядит очень демонически, с лицом и руками, обмотанными цепями. Также на дубе висит волшебное зеркало, Кот Ученый рассказывает школьникам его историю. Выясняется, что раньше в волшебной стране не было гармонии, но проблему решили три великие женщины – Василиса Премудрая, Марья Искусница и Варвара-Краса Длинная Коса, которые воплощают собой ум, трудолюбие и красоту. Я ожидала, что среди них будет Марья Моревна, потому что сила вроде как должна быть значимее красоты, и вообще красота далеко не так полезна, как ум и трудолюбие. Так вот, они создали волшебное зеркало, чтобы отделить сказочное добро от зла, так что теперь обе стороны живут по разные стороны зеркала. Девочке-хулиганке с экскурсии больше интересно то, что по другую сторону зеркала, но там слишком опасно и туда экскурсии не водят. День заканчивается, строгая учительница Паукова отводит детей в гостиницу, а продолжение экскурсии ожидается на следующий день. Но эта девочка-хулиганка уговаривает свою подругу отличницу остаться и заглянуть за зеркало.
Тем временем Дед Мороз и Снегурочка празднуют день рождения Нового Года в виде младенца в колыбели. К нему приходят те три мастерицы и дарят ему ум, трудолюбие и красоту в виде волшебных шаров, которые непонятно как работают. Но, видимо, их роковой ошибкой было то, что никто не подарил ему доброту, потому что когда к нему явилась Баба Яга, он моментально перешел на темную сторону. Зато способность расти не по дням, а по часам ему подарить не забыли, так что он больше не младенец, а довольно противный мальчишка, которому на доброй половине скучно. Баба Яга говорит, что чтобы попасть на другую сторону зеркала, ему надо отдать свои подарки. Тот, недовольный своими подарками, не сомневаясь, бросает волшебные шары в зеркало, и разбивает его. Затем они уходят в мир сказочных злодеев и после этого, как ни странно, дальнейшая судьба Нового Года остается неизвестной. Для меня это было здорово, потому что обычно подобные мальчишки становятся главными героями.
Между тем школьницы тоже были рядом с зеркалом где-то в другом измерении, и, когда зеркало разбилось, их в него засосало. К счастью, это увидел Кот Ученый и последовал за ними. И вот, идут они по жуткому туманному лесу, не знают, что делать, как вдруг к ним обращается освободившийся дух зеркала. Он объясняет, что Новый Год похищен злодеями, а чтобы все исправить и восстановить зеркало им надо вернуть потерянные подарки: ум получил Кощей, трудолюбие досталось Водяному, а красота – Бабе Яге. Кот говорит, что знает, как подобраться к Кощею. Оказывается, дети Кощея мечтают о собаке, так что кот превращает девочек в собак.
Дальше показывают типичный замок Кощея и неожиданную толпу его детей, одетых как клоуны. У Кощея есть только один сын, который похож на него лицом-черепом, и этот сын не хочет учиться. Кощей дает ему волшебный шар, чтобы он, наконец, взялся за ум. Но шаром по-прежнему непонятно, как пользоваться: сын кладет его в ранец и нисколько от этого умнее не становится. Пока он уходит, девочки-собаки прибегают к остальным детям Кощея, которые сразу несказанно им рады и хотят оставить у себя навсегда. Наигравшись с собаками, они уходят обедать и оставляют их на привязи, но девочки перегрызают веревки. Они узнают, где шар ума, но стоит им попасться на глаза вредному сыну Кощея, как тот решает скормить их Змею Горынычу, который сторожит замок. Стена отодвигается и с впечатляющими спецэффектами появляется голодный Змей Горыныч. Однако Кощей в это время сам шел его покормить, и когда увидел, остановил сына, только Змея Горыныча утихомирить уже не так просто, поэтому девочки под шумок успевают схватить ранец с шаром и убежать.
Они превращаются обратно в людей и теперь им надо отправляться к Водяному. Я думала, им опять придется превращаться в этот раз во что-то водоплавающее, но нет. Просто они переносятся в подводный мир, где Водяной поет… ту же самую песню, что и в «Чудесах у Лукоморья»! Но там, строки о том, что он бы утопился, да не тонет, были смешнее обыграны. В общем, с Водяным долго разбираться не пришлось – ему было просто скучно, они загадали ему загадки, и все. Была загадка про «сто одежек», Водяной предположил, что это рыба в чешуе, а когда оказалась капуста (я ожидала морскую капусту), он так развеселился, что без проблем отдал им шар трудолюбия. Еще жаловался на этот шар, что он вместо того, чтобы сделать так, чтобы от работы не было времени скучать, вызвал у него бессонницу. Говорю же: непонятно, как работает!
Шар красоты у Бабы Яги, и она единственная знает, как его использовать. С помощью этого шара она становится молодой и красивой под песню о том, что красота не вечна и ее надо суметь сберечь… А эта «Баба Яга» точно не задумывалась как Злая Королева? Сходство просто идеальное! Более того, у нее полный зал зеркал и есть собственное говорящее зеркало! Ну, почему это Баба Яга, а не королева из «Белоснежки»?! От зеркала она узнает, что девочки вместе с Котом Ученым направляются сюда и два шара они уже добыли. Тут всплывает еще один факт против того, что она – Баба Яга: она не может колдовать. Даже Злая Королева немного колдовала! А этой приходится обращаться к Кощею за помощью. Он пишет ей заклинение на бумажке, которое надо дать прочитать тому, кого она хочет заколдовать. В первую очередь к ней внезапно приходит учительница, которая ответственна за свой класс и собирается свирепо отбивать сбежавших девочек у злодеев. Баба Яга уверяет, что их здесь нет, но, возможно, они оставили записку. Учительница Паукова читает ее и превращается в паука, и Баба Яга решает натравить ее на девочек. Но что-то идет не так, они все-таки проходят, тогда Баба Яга хочет превратить кота в нечто самое для него унизительное – в мышь. Кот проявляет хитрость, заявляя, что записка очень неразборчиво написана и по слову вытягивает из Бабы Яги. Типично, сказав заклинание, она сама превращается в мышь, и кот ее съедает. Но съесть мышь в Год Крысы – это прямо невероятно плохая примета. Ну, или, как минимум, дурной тон. О чем они только думали! А еще, значит ли это, что «красоту» он тоже съел? Что ж, шар красоты обнаруживается рядом и теперь у них есть все, чтобы восстановить зеркало. Но осталась заколдованная учительница в виде гигантского паука, которая хочет их съесть. Разобравшись в том, как эти заклинания устроены, они ее расколдовывают, и вот тогда уже возвращаются.
В конце все положительные персонажи (и дети Кощея) собираются под дубом и обсуждают, как спасли новый год. В самом-самом конце все же привели освобожденного мальчика Нового Года, только неизвестно, исправился он или нет. А то какой-то дурной знак насчет грядущего в этом году получается…
Даже по фотографиям видно! Хотя мне нравится идея, что один спектакль является продолжением другого...
Первый спектакль, «Чудеса у Лукоморья» меня не разочаровал. Правда, в основном потому, что я думала, может, будет какая-то очередная неоригинальная интерпретация стихотворения Пушкина, а оказалось, что сюжет практически не имеет к нему отношения, и это только к лучшему.
Началось там все как-то стереотипно, но в итоге им все же удалось это неплохо обыграть. Кот Ученый думает, что сказки уже никому не нужны и неинтересны. Поет песню, где прямо так и говорится, что сказки теперь не в моде. Это мнение настолько типично, что ясно прослеживалось в детских спектаклях еще двадцатого века. Если бы авторы лучше следили за современными тенденциями, то, возможно, знали бы, что на самом деле сказки очень даже в моде, хотя, конечно, авторские, а не народные. Но и народные сейчас очень активно эксплуатируются, до такой степени, что в некотором понимании, это можно назвать «модой». Итак, выясняется, что у кота творческий кризис, однако большая толпа сказочных героев уже собралась, чтобы послушать новую сказку. Судя по всему, у них есть такой праздник, потому что приходят слушать сказки даже персонажи издалека. Кот прячется внутри дуба через специальную дверь и оттуда всем говорит, что ему все надоело. После долгих неудачных уговоров кота сочинить что-нибудь, наконец, причудливый волк с гигантской головой начинает за ним гоняться, угрожая съесть, если тот ничего не сочинит. Как ни странно, это сразу очень хорошо помогло. Кот начал рассказывать про темный лес, и когда он сказал: «Как вдруг…» завыл ветер, загремел гром, и кто-то в ярких одеждах схватил кота и утащил. Надо заметить, мне нравится, что современные тенденции в последнее время все чаще отказываются от раздражающего похищения всяких красавиц или снегурочек с целью женитьбы. Например, в «Новогоднем шоу Маши и фиксиков» Баба Яга похитила Нолика, потому что он помешал пилить елки и сломал ступу, вместо того, чтобы починить.
Так вот, остальные сказочные персонажи, видимо, разбежались, и многие из них так больше и не появились. А жаль, ведь среди них было немало интересных образов, и я наделась, что они все примут участие в сюжете. Там были две барыни, царь с царицей и царевич, земноводная русалка, живые цветы, Баба Яга и Кощей, белая волшебница с полумесяцем на голове, похожая на царевну лебедь и еще много тех, кого я не запомнила. Что интересно, это не первый случай, когда в детском спектакле появляется массовка из ярких сказочных персонажей, которая потом исчезает, не сыграв никакой роли. Хотя сейчас я не могу точно сказать, где еще я такое видела.
Когда сцена темнеет и опускается ширма, на авансцену выбегают скоморохи, и в связи с тем, что кота схватил тоже кто-то в ярких одеждах, я уж было подумала, что злодеями будут эти самые скоморохи, но быстро поняла, что это было бы как-то слишком для детской сказки.
Появляются главные герои – Петрушка и Матрешка – стандартные русские народные персонажи с раздражающими характерами: неотесанность у Петрушки и гипертрофированная эмоциональность у Матрешки. Кроме того Петрушка какой-то не веселый и совсем не смешной, несмотря на то, что ему вообще-то по образу положено таким быть! Это мне напоминает, что из-за всяких клоунов-аниматоров и таких же скоморохов, я начала забывать, что изначально и те, и другие предполагались смешными. А из-за вялых малышовых хороводов на елках, очень мало кому довелось участвовать в настоящих быстрых и вводящих в транс народных хороводах.
Когда Петрушка с Матрешкой приходят к дубу, то не узнают этого места, потому что дуб, очевидно, срублен. Но не просто срублен, а как бы вырезана средняя часть его ствола, в то время как часть с ветками висит где-то в воздухе. Вообще с этим дубом все время происходят странные вещи, их я буду упоминать по мере продвижения сюжета. Вот еще, когда Петрушка с Матрешкой приходят туда, в это время на пне сидит и (я так и не поняла) то ли лев, то ли леший. Это и правда неочевидно: он был с хвостом, с пышными косматыми волосами и огромной бородой, в каком-то неопределенном костюме, а когда представлялся, говорил очень невнятно. Так вот, к этому пню он примерз, причем из-за чего также неясно. Его хотели оторвать, но он закричал, что так без хвоста останется, и попросил подуть на него, чтобы растопить лед. Здесь, конечно же, привлекли детей-зрителей, которые дули без особого энтузиазма, но это, само собой, не повлияло на сюжет. Когда леший разморозился, он от радости стал бешено повсюду скакать вместе со всеми и даже кататься по этому пню, не боясь снова примерзнуть. Он рассказал, что произошло в лесу – оказалось, что кота похитил Черномор, и посоветовал найти Царевну Лебедь, чтобы попросить у нее помощи.
Снова сцена скрывается, а на переднем плане под энергичную зловещую музыку танцуют загадочные существа, как можно догадаться по их шляпам – грибы. На сцене снова между дубом и пнем на этот раз спит Черномор. Далее появляются его слуги в ярких костюмах, и мне опять нравится, что, несмотря на восточный антураж, среди слуг – половина женщины, не притворяющиеся мужчинами, и все же по положению полностью равные им. Какой Черномор теперь прогрессивный оказывается! Не то, что у Пушкина… Так вот, после песни про волшебную бороду, слуги притаскивают кота. Когда тот спрашивает, зачем он им, выясняется, что Черномор хочет слушать сказки. Кот говорит, что для этого совсем не нужно было его похищать, но Черномор объясняет, что ему нужны страшные сказки с плохим концом, которые ожесточат сердца детей. Кот отказывается такое сочинять, тем не менее Черномор все же надеется его заставить. От тех грибов (которые зовутся гнилушки-бородавки) он также узнает, что Петрушка с Матрешкой идут искать Царевну Лебедь, и чтобы им помешать, снимает с неба месяц. Это довольно забавная сцена, потому что слуги пытаются сбить месяц бородой Черномора. Когда, в конце концов, все получается, они опасаются, что месяц вернется в небо, поэтому отдают охранять трехголовому змею. И тут надо заметить, потом про этот месяц вообще забыли, и он так никогда и не вернулся на небо. Впрочем, месяц был старый, так что это могло быть аллегорией новолуния, учитывая, что отсутствие его света не сильно повлияло на путешествие главных героев.
Поэтому Черномор еще послал гнилушек перепутать все дорожки так, чтобы Петрушка с Матрешкой пришли не куда собирались, а к чудовищу. Так и получилось. В темной суете с мигающими огнями и толпой грибов их вынесло туда, где от дуба остался один пенек, около которого танцуют всякие лесные звери. В основном, очень маленькие медведи и очень крупные белки и ежики. Из разговора с ними выясняется, что они служат трехголовому змею, только его сейчас нет дома.
Одна из поганок убеждает Петрушку и Матрешку, что чтобы найти путь им надо сорвать особый светящийся цветок. Они долго колеблются, сомневаясь, не погаснет ли цветок, если они его сорвут. В итоге, в последний момент все-таки не решаются, догадываются о плохих намерениях поганки и прогоняют ее. С неба спускается верхняя половина дуба с лицом и сообщает, что в этом цветке заключена жизнь, то ли его, то ли тех зверей, не помню. Главное, что в благодарность он дает им лодку, чтобы продолжать свое путешествие по реке.
Они благодарят дух дерева и уплывают, а на сцене появляется русалка, та самая, которая была в начале. Она играет на гуслях, а вокруг танцуют разные земноводные или подводные жители.
Потом появляется классический страдающий от тоски Водяной с новой песней, не из «Летучего корабля» и на том спасибо. Правда, этот Водяной еще и с суицидальными наклонностями, в его песне поется что-то типа: «жаль, что не могу я утопиться, потому что не тону». А потом он поворачивается спиной и там у него акваланг! Так вот почему, он не тонет! Причем даже и не догадывается, в чем дело. Это, пожалуй, лучшая шутка в спектакле. Петрушка с Матрешкой понимают, что Водяной просто не умеет веселиться, они наивно учат его петь и танцевать, и это помогает. Водяной дарит им волшебную воду, которая превращает в козленочка, и все, читавшие «Вниз по волшебной реке», уже наверняка догадались, для чего.
Река приносит Петрушку с Матрешкой прямо в пещеру Змея Горыныча, где их встречает «огненное шоу». Самому Змею Горынычу забавно сделали глаза цвета светофора. Он не заодно с Черномором, он сам по себе немедленно решает съесть чужаков. Петрушка и Матрешка обманывают змея, сказав, что он не сможет их нормально съесть, потому что у него три головы, а их только двое. Когда тот действительно задумывается, что же делать, они предлагают третьей голове в это время запивать и подсовывают ту самую волшебную воду. Вот он, этот знаменитый трюк, который я еще в фанфике «Тень Тридевятого Царства» обыграла так, что после превращения козел вышел гигантским, трехголовым и огнедышащим. Здесь же все прошло без проблем.
Тем временем Кот Ученый сидит в клетке и кричит о нарушении его прав. Хотя он ведь и в оригинале, я подозреваю, ходил по цепи не буквально, а был прикован. Именно затем, чтобы ученого кота не украли. Черномор все требует от него страшных сказок, но безуспешно. Вскоре к нему являются слуги и докладывают, что Петрушка с Матрешкой успешно миновали логово Змея Горыныча. Тут Черномор понимает, что если они доберутся до Царевны-Лебедь, ему не жить, и с помощью магии меняется телами с котом, чтобы убили его!
Матрешка и Петрушка тем временем идут дальше с козленком и подходят к городу, куда они и направлялись. Там в лесу на качелях сидела белая волшебница, которую я принимала за Царевну-Лебедь… пока эти двое не прошли мимо.
В общем, входят они в город, там все веселятся и не подозревают, что что-то случилось. Горожане пристают к Петрушке с Матрешкой, требуя угадать, как зовут их царя. Если это тот царь из начала, – подумала я, – то его могут звать как угодно. Горох? Берендей? Макар? Какие еще цари бывают в сказках? Местные, очевидно, сообразили, что без подсказки не угадать и загадали загадку с рифмой в конце. Оказывается, их царя зовут Гвидон, и об этом надо было догадаться по Царевне-Лебеди. Но я-то надеялась на возвращение персонажей из начала!
Так вот, стоило им угадать, как сразу им навстречу вышла эта известная пара. Почему они не на острове, думаю, можно и не спрашивать. Узнав, что натворил Черномор, Царевна-Лебедь телепортирует его и кота к себе. Черномор в теле кота рассказывает, что ему пришлось вытерпеть, и просит убить его «похитителя». Кот в теле Черномора не совсем понимает, что произошло, но пытается рассказать, как все на самом деле. Петрушка и Матрешка не знают, кому верить, и тогда Царевна-Лебедь радикально превращает их в одного человека! То есть, она наколдовала разрушение чар Черномора и это была промежуточная стадия. Потом каждый из них вернулся в свое тело. Черномор видит, что теперь, раз его раскрыли, ему уже точно не жить… но его, как это обычно бывает, хотят простить. Царевна-Лебедь спрашивает зрителей, простить ли Черномора? Дети единодушно кричат: НЕТ! И они совершенно правы! Однако добрые сказочные герои все равно навязывают им это прощение, и обещают, что Черномор исправится, хотя никаких предпосылок к этому не было. Ну, по крайней мере, ему отрезали бороду, потому что считали, что именно борода делает его злым. Ладно, почему бы и нет. Заканчивается все тем, что всходит солнце, а месяц, как я и говорила, остался никому не нужным.
Второй спектакль, «Зачарованное Лукоморье» был шикарен. По большей части исполнением и спецэффектами, но и сюжет не слишком подкачал.
Дальше показывают школьную экскурсию к дубу у Лукоморья. Сам дуб выглядит очень демонически, с лицом и руками, обмотанными цепями. Также на дубе висит волшебное зеркало, Кот Ученый рассказывает школьникам его историю. Выясняется, что раньше в волшебной стране не было гармонии, но проблему решили три великие женщины – Василиса Премудрая, Марья Искусница и Варвара-Краса Длинная Коса, которые воплощают собой ум, трудолюбие и красоту. Я ожидала, что среди них будет Марья Моревна, потому что сила вроде как должна быть значимее красоты, и вообще красота далеко не так полезна, как ум и трудолюбие. Так вот, они создали волшебное зеркало, чтобы отделить сказочное добро от зла, так что теперь обе стороны живут по разные стороны зеркала. Девочке-хулиганке с экскурсии больше интересно то, что по другую сторону зеркала, но там слишком опасно и туда экскурсии не водят. День заканчивается, строгая учительница Паукова отводит детей в гостиницу, а продолжение экскурсии ожидается на следующий день. Но эта девочка-хулиганка уговаривает свою подругу отличницу остаться и заглянуть за зеркало.
Между тем школьницы тоже были рядом с зеркалом где-то в другом измерении, и, когда зеркало разбилось, их в него засосало. К счастью, это увидел Кот Ученый и последовал за ними. И вот, идут они по жуткому туманному лесу, не знают, что делать, как вдруг к ним обращается освободившийся дух зеркала. Он объясняет, что Новый Год похищен злодеями, а чтобы все исправить и восстановить зеркало им надо вернуть потерянные подарки: ум получил Кощей, трудолюбие досталось Водяному, а красота – Бабе Яге. Кот говорит, что знает, как подобраться к Кощею. Оказывается, дети Кощея мечтают о собаке, так что кот превращает девочек в собак.
Дальше показывают типичный замок Кощея и неожиданную толпу его детей, одетых как клоуны. У Кощея есть только один сын, который похож на него лицом-черепом, и этот сын не хочет учиться. Кощей дает ему волшебный шар, чтобы он, наконец, взялся за ум. Но шаром по-прежнему непонятно, как пользоваться: сын кладет его в ранец и нисколько от этого умнее не становится. Пока он уходит, девочки-собаки прибегают к остальным детям Кощея, которые сразу несказанно им рады и хотят оставить у себя навсегда. Наигравшись с собаками, они уходят обедать и оставляют их на привязи, но девочки перегрызают веревки. Они узнают, где шар ума, но стоит им попасться на глаза вредному сыну Кощея, как тот решает скормить их Змею Горынычу, который сторожит замок. Стена отодвигается и с впечатляющими спецэффектами появляется голодный Змей Горыныч. Однако Кощей в это время сам шел его покормить, и когда увидел, остановил сына, только Змея Горыныча утихомирить уже не так просто, поэтому девочки под шумок успевают схватить ранец с шаром и убежать.
Они превращаются обратно в людей и теперь им надо отправляться к Водяному. Я думала, им опять придется превращаться в этот раз во что-то водоплавающее, но нет. Просто они переносятся в подводный мир, где Водяной поет… ту же самую песню, что и в «Чудесах у Лукоморья»! Но там, строки о том, что он бы утопился, да не тонет, были смешнее обыграны. В общем, с Водяным долго разбираться не пришлось – ему было просто скучно, они загадали ему загадки, и все. Была загадка про «сто одежек», Водяной предположил, что это рыба в чешуе, а когда оказалась капуста (я ожидала морскую капусту), он так развеселился, что без проблем отдал им шар трудолюбия. Еще жаловался на этот шар, что он вместо того, чтобы сделать так, чтобы от работы не было времени скучать, вызвал у него бессонницу. Говорю же: непонятно, как работает!
Шар красоты у Бабы Яги, и она единственная знает, как его использовать. С помощью этого шара она становится молодой и красивой под песню о том, что красота не вечна и ее надо суметь сберечь… А эта «Баба Яга» точно не задумывалась как Злая Королева? Сходство просто идеальное! Более того, у нее полный зал зеркал и есть собственное говорящее зеркало! Ну, почему это Баба Яга, а не королева из «Белоснежки»?! От зеркала она узнает, что девочки вместе с Котом Ученым направляются сюда и два шара они уже добыли. Тут всплывает еще один факт против того, что она – Баба Яга: она не может колдовать. Даже Злая Королева немного колдовала! А этой приходится обращаться к Кощею за помощью. Он пишет ей заклинение на бумажке, которое надо дать прочитать тому, кого она хочет заколдовать. В первую очередь к ней внезапно приходит учительница, которая ответственна за свой класс и собирается свирепо отбивать сбежавших девочек у злодеев. Баба Яга уверяет, что их здесь нет, но, возможно, они оставили записку. Учительница Паукова читает ее и превращается в паука, и Баба Яга решает натравить ее на девочек. Но что-то идет не так, они все-таки проходят, тогда Баба Яга хочет превратить кота в нечто самое для него унизительное – в мышь. Кот проявляет хитрость, заявляя, что записка очень неразборчиво написана и по слову вытягивает из Бабы Яги. Типично, сказав заклинание, она сама превращается в мышь, и кот ее съедает. Но съесть мышь в Год Крысы – это прямо невероятно плохая примета. Ну, или, как минимум, дурной тон. О чем они только думали! А еще, значит ли это, что «красоту» он тоже съел? Что ж, шар красоты обнаруживается рядом и теперь у них есть все, чтобы восстановить зеркало. Но осталась заколдованная учительница в виде гигантского паука, которая хочет их съесть. Разобравшись в том, как эти заклинания устроены, они ее расколдовывают, и вот тогда уже возвращаются.
В конце все положительные персонажи (и дети Кощея) собираются под дубом и обсуждают, как спасли новый год. В самом-самом конце все же привели освобожденного мальчика Нового Года, только неизвестно, исправился он или нет. А то какой-то дурной знак насчет грядущего в этом году получается…