Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

суббота, 17 августа 2024 г.

Матриархальные народные сказки, которые до нас дошли

 В русских сказках на самом деле очень много сильных героинь – волшебниц, умелиц, хитрых и мудрых девиц, воинственных царевен – об этом уже, наверное, известно всем. 

Существует достаточно подборок сказок, где богатырка возглавляет самое смертоносное войско («Марья Моревна»), побеждает героя в бою («Настасья Микулишна»), забирает героя навсегда в свое девичье царство, где имеет войско из женщин («О молодильных яблоках и живой воде», «Царь-Девица»), владеет особыми силами, с помощью которых убивает женихов («Елена Премудрая») или сама выбирает мужа и помогает ему стать царем («Поди туда – не знаю куда»), или устраивает себе судьбу по-другому («Василиса Прекрасная»), или просто могущественная жительница волшебного мира («Ведьма и Солнцева сестра»). Есть даже такая сказка, где девица в беде принимает участие в бою с чудовищем («Марья-Краса Долгая Коса»). И не забывайте сказки с Бабой Ягой и ее сестрами («Финист Ясный Сокол»).

Но во всех этих сказках либо главный герой – мужчина, пусть даже просто заботливый дурачок или сентиментальный красавец; либо героиня все равно выходит замуж за кого-нибудь внезапно появившегося в конце.


А как насчет сказок, где главная героиня не выходит замуж вообще, успешно избавляется от навязчивых женихов или даже не думает об этом, а делает что хочет, и родители принимают ее как есть? Как насчет сказок, где женщины помогают другим женщинам, где сестры дружат и не соперничают, где подруги никогда не предают, родственницы ценятся больше мужа, и где могущественные женщины дают силы другим женщинам? Как насчет сказок не про девочек или девушек, а таких, где пожилые женщины спасают своих родных и свой народ? Как насчет приключенческих сказок, где героини путешествуют, спасают друг друга, побеждают волшебных врагов и возвращаются с сокровищами? Как насчет сказок о творении, где женщины создают народы и природные явления, а также противостоят мужским божествам и побеждают? Такие тоже есть!


Для начала для тех, кто считает, что нет таких русских сказок, где главная героиня не выходит замуж, и при этом не осуждается, а также не является сверхъестественным существом, вот. 


Василиса Поповна 

Это версия таких сказок, как «Красавица Фанта-Гиро», «Василиса Микулишна» и «Царица-Гусляр», но в отличие от них не заканчивается свадьбой или спасением мужа.

Здесь эта Василиса Поповна (она же Василиса Васильевна) просто носит мужскую одежду, любит ездить верхом и охотиться. Царь об этом узнает, но не может поверить, что это женщина, поэтому решает убедиться, что это не мужчина с помощью хитростей, которые ему советует бабка. Они предполагают, что Василиса начнет вести себя как женщина в определенных ситуациях, но не учитывают, что у нее могут быть просто другие интересы и привычки. Она действительно обращает внимание на женские вещи, но осуждает царя за то, что они все время у него обнаруживаются, чем еще больше сбивает его с толку. Да, у нее есть некоторое презрение к женственности, но в то же время она явно гордится тем, что может как женщина, и притворяется мужчиной только чтобы продолжать водить царя за нос. В конце никакой свадьбы, она просто посмеялась над ним. 

Ее поведение изображается без всякого осуждения и намеков на то, что ей за это что-то будет. Также примечательно, что ее отец – поп, который не возражает против того, чтобы она делала то, что делает. Конечно, это также означает, что она имеет определенную власть в местном обществе и семейное покровительство, благодаря которому может себе позволить такое поведение. Все равно отличная сказка о старинных гендерных стереотипах.


Дальше будут сказки разных народов, включая народы России. Все заканчиваются хорошо или, как минимум, достойно. Если героиня умирает в конце, это не потому, что она была не права; или если терпит поражение, это не означает победы мужчин.


Семь сестер (бирманская сказка) 

Здесь есть дружные сестры и королевство, принадлежащее женщинам. Практически все действующие лица – женщины, не ограниченные традиционно женскими занятиями, путешествующие и помогающие друг другу. 

Все начинается типично: умирает мать этих сестер и отец приводит злую мачеху с ее дочкой. Дочери терпят это, потому что любят безвольного отца, однако разочаровываются в нем. Он не позиционируется как положительный персонаж и больше не упоминается. Мачеха показана не как воплощение зла, а просто как несправедливая женщина. Сестры не дожидаются переломного момента и сами уходят. Они не соперничают между собой – наоборот, их сила в единстве. Они приходят в королевство, которым правит злая волшебница. Там они попадают в ее ловушку, когда ловят рыбу, но одна из сестер поступает не как все и за счет этого ей удается спасти остальных. Когда злодейка пленяет их и заставляет работать, младшая сестра продолжает нарушать запреты. Благодаря этому ей удается с дочерью злой волшебницы, которая дальше показывает ей волшебный сад, откуда той удается заполучить растения с чудесными свойствами. Она исцеляет сестер, и они сбегают, а когда злая волшебница пытается их поймать, используют волшебные предметы против нее, и в итоге убивают совсем не жестокой смертью – она просто исчезает.

Хотя в итоге не сказано, где они стали жить счастливо после этого, но предположительно там же, где жила злая волшебница. Также ничего не известно о судьбе ее дочери, но судя по всему, та по-настоящему плохо с ней обращалась, так что она не будет держать зла на сестер.


Семь сестер (китайская сказка)

Сказка с тем же названием и другим сюжетом. Она более кровавая, но, по сравнению с некоторыми, не жестокая. Сестры не соперничают, четверо из них активно помогают друг другу, остальные просто трусят. Даже есть немного о том, как бороться с паникой и выученной беспомощностью.

К сестрам, живущим в доме без мужчин, приходят переодетые в парней шакалы. Старшие сестры замечают, что те не люди, и сбегают, не предупредив остальных. Младшие сестры решают держаться вместе, поначалу они боятся что-либо сделать и ведут себя ожидаемо, но в итоге придумывают план. Также немного в противовес фаворитизму младших сестер, который есть и в этой сказке, главной действующей героиней становится старшая из младших (то есть средняя). Они заманивают часть шакалов на чердак по одному и отрубают им головы. Оставшиеся шакалы выбегают на улицу и сестры запирают дом, так что остальные попытки проникнуть туда проваливаются. Младшие сестры получают в награду шкуры шакалов. Но и сбежавшие старшие сестры наказаны не ужасно: всего лишь теряют одна – палец ноги, одна – палец руки, одна – ухо. 


Скрипучая старушка (ульчская сказка)

Здесь главная героиня – старшая сестра, которая спасает заколдованную младшую сестру от ведьмы, объединившись с еще одной девушкой. По мотивам можно сравнить с народной сказкой «Кощей Бессмертный» и авторской «Дева и веретено» (версией «Спящей красавицы»), однако здесь все действующие лица – женщины, которым и близко не нужны мужчины.


Конечно, сказка начинается с того, что у старика со старухой (которые умирают в самом начале) есть две дочери, но нет сыновей, «а все-таки без мужчин в доме как жить?». Однако идея найти им мужей, которых можно привести в дом, ни разу даже не упоминается. Оказывается, этот вопрос ведет к тому, что сестры будут заниматься традиционно мужской работой. Однажды, когда одна сестра уходит на охоту, к той, что занимается домом, приходит ведьма, которая усыпляет ее и отрезает косу. Старшая сестра возвращается, узнает, что произошло, и отправляется отомстить за сестру. Она хочет переночевать в избушке, где ее встречает девушка, которая предупреждает о живущей здесь ведьме, которая отрезает чужие косы, чтобы продлевать себе жизнь. Девушка прислуживает ведьме и знает, что секрет ее силы в шкатулке, которую та всегда носит с собой. Вместе девушки придумывают план, сестра приносит траву со снотворным действием, а служанка узнает у ведьмы, как разбудить ту, у кого она отрезала косу. Когда ведьма засыпает, они забирают ее шкатулку, но до конца уничтожить ее не получается – остатки превращаются в кровососущих насекомых. Косу возвращают младшей сестре, она просыпается. Все трое благополучно остаются жить вместе.


Сказка о сироте (азербайджанская сказка)

Здесь главная героиня избавляется от высокопоставленных навязчивых женихов хитростью, а также с помощью знакомой старушки. Главная героиня не осуждается, и в отличие от героинь сказок типа «Али-Бабы», не является рабыней. Но особенно эта сказка примечательна «убегающим мертвецом».


Героиня – сирота, которая живет одна и со всеми дружит. На ней хочет жениться начальник стражи. Когда она отказывается, указывая, что у него уже есть жена и дети, тот хочет оклеветать ее и идет к судье. Судья тоже хочет жениться на ней, и она отвергает его потому, что он ей в деды годится. Судья жалуется падишаху, с которым история повторяется, только сирота в этот раз соглашается и также приглашает к себе двух других. Она по очереди заставляет их залезть в колодец и с помощью соседки убивает кипятком. Потом она убеждает чабана, что ее отец умер, но то и дело убегает из могилы, таким образом, заставляя его похоронить всех троих. В конце героиня счастлива, что уничтожила всех врагов, и живет беззаботно – значит, ее не разоблачили.


Сереброзубая Пампалче (марийская сказка)

Эта сказка похожа на разные версии сказки о водяном, который хватает старика за бороду, и требует отдать ребенка, но здесь героиня – девушка, которая так и не попадает в подводное царство, а успешно сбегает к сестре.


У старика две дочери, одна из них выходит замуж, а другая остается помогать ему. Однажды происходит та самая сделка старика с водяным владыкой. Старик виновато рассказывает все ей, но вместо того, чтобы согласиться пойти как в «Красавице и чудовище», героиня решает переселиться к сестре на гору, где тот не достанет ее. Она переходит через лес, где прячется от водяного и встречает разных мужчин и женщин, которые идут на ее свадьбу. Самой настойчивой оказывается старуха-ведьма, которая долго ее преследует, используя разную магию. Но звери помогают героине дождаться, пока сестра сбросит ей лестницу на гору.

Опять же, дружные сестры, добрая старшая сестра и акцент на такой народной традиции, о которой сейчас редко вспоминают: женщины которые не выходят замуж, не становятся изгоями – они остаются помогать семье либо своих родителей, либо братьев и сестер.


Игрушечный народ (чукотская сказка)

Суровая северная сказка, где героиня отказывается выходить замуж и вместо этого создает народ, а также сама решает судьбу своего отца.


Главная героиня здесь отказывается выходить замуж, потому что понимает, что на этом ее жизнь закончится. Отец выгоняет ее из дома, уверенный, что одна она не выживет. Героиня берет в дорогу мешок с разными костями, зубами и шкурками и уходит, жалея мать. В другое селение ее не хотят принимать, потому что она не слушается родителей, но старуха все же дает ей мяса. Героиня не может найти селение с хорошими людьми и хочет создать свое. Ложась спать на берегу, она достает те кости и прочее, раскладывает по берегу и бросает в море, загадывая, чтобы завтра там было много животных, чтобы охотиться. Дальше она делает из камней землянку, а также людей, которым делает одежду из шкурок. Потом еще много всего устраивает для общества, и засыпает. На следующий день все становится настоящим, а сама она стареет. Созданные ей люди считают ее своей бабушкой, и она учит их охотиться, готовить еду, делать лодки, пасти оленей, собирать корни и прочее. Тем временем отец и мать героини отправляются искать, где она умерла, и находит созданное ей селение. Когда ее родители узнают, как хорошо она устроилась, хотят переселиться к ней. Та не возражает, но дальше устраивает отцу «хорошую» смерть, потому что иначе он бы умер от горя без нее. Позже она сама хочет умереть также, довольная тем, что создала. Предположительно, ее мать остается доживать в этом селении вместо нее. Создательницу продолжают почитать в этом народе и рассказывать о ней. 

Здесь, хотя героиня не пытается устроить принципиально другое общество, но все же упоминает, например, что мужчины и женщины должны есть вместе (потому что где-то бывает разделение) и тому подобное. Также эта сказка о том, что кто не рожает собственных детей, все равно может хорошо воспитывать детей других. У таких женщин больше времени, чтобы лучше овладеть разными навыками, которым они также смогут учить остальных, и также лучше сосредоточиться на работе. Для поддержания общества всегда нужно делать очень многое. Так что хотя без размножения не обойтись, всегда достаточно тех, кто хочет стать родителями, а для тех, кто не хочет, всегда найдется другая не менее важная работа.


Девушка и месяц (чукотская сказка)

В этой сказке месяц хочет похитить девушку, но в итоге именно она похищает его. И нет, не в качестве мужа. Сюжет про измерение времени с помощью луны. 


Девушка пасет стадо оленей, один из них волшебный. Он предупреждает, что месяц хочет утащить ее на небо, поэтому она прячется. В следующий раз ей спрятаться сложнее, тогда олень предлагает ей превратиться во что-нибудь. Она отметает все варианты, кроме светильника, который месяц найти не может, потому что светильник яркий. Она несколько раз его дразнит, заставляя возвращаться, пока не перестает бояться, после чего ловит и связывает. Месяц признает свою вину, но затем, видимо, пытается то ли перехитрить, то ли соблазнить ее. Это не срабатывает, и она соглашается отпустить его, только когда он обещает измерить год и больше никогда не приходить за ней (и вообще не спускаться на землю).

Это как раз о победе над мужским божеством. Впрочем, есть версия, где это луна, и сюжет получается противоположным следующей сказке.


Девушка на луне (чувашская сказка)

Здесь луна – женское божество, что бескорыстно помогает героине. Сказка про инициацию и лунные кратеры. Все действующие лица – женщины, правда, все, кроме девушки и луны – антагонистки.

Мачеха как обычно хочет погубить падчерицу, ночью посылает ее к проруби с коромыслом. Девушка любуется полной луной, но когда достает воду из проруби ее окружают ведьмы. Она пробует от них убежать, но у нее не получается, тогда она просит луну ей помочь, и та забирает ее к себе.

В некоторых версиях ее забирает одинокий месяц, но это противоречит повествованию, потому что девушка с коромыслом, как тут объясняют, видна только на полной луне.


Санаа-Мерген воительница (алтайская сказка)

Здесь главная героиня – старуха, которая верхом на рыжей козе побеждает вражеское войско. В конце она умирает по нелепой причине, но это не преуменьшает ее славы.


Сыновья злодея вторгаются в дом к старухе с козой, отнимают у нее масло и бьют за то, что у нее нет больше. Ее масло им нравится настолько, что их отец решает поработить ее, если только она не сразится с ним. Она решает сражаться, верхом на козе и используя шаманские силы. Воины считают, что только мужчины могут быть шаманами, и коза протыкает их рогами. Стрелы врагов в героиню не попадают и отскакивают, а ее стрела убивает их предводителя. В итоге она побеждает целую армию, и получает признание освобожденного народа. По пути домой умирает от того, что падает с козы, которая шарахается от мыши. На том месте вырастают цветы, а коза уходит от людей и становится дикой.

Эта сказка, несмотря на фантастическую сцену битвы, отражает реальность традиционных племен, где пожилые шаманки защищают свой народ от врагов или слабых от наглых. Также многие женщины именно к старости набираются достаточно знаний, смелости и власти, чтобы бороться за лучшую жизнь. 

Есть похожая эвенкийская сказка «Старуха Улэк», там пока враги обедают в доме героини, она перерезает тетивы их луков, а их обливает кипятком. В конце она берет лук и убивает всех в одиночку.


Девица-воевода (китайская сказка)

Эта история, по сути, похожа на «Мулан», но имеет свои нюансы. 

Главная героиня не хочет выходить замуж и говорит, что лучше пойдет в солдаты. Отец надеется, что она поймет, каково это и передумает, но вместо этого она возвращается выше его по званию. Дальше она строит храм и наблюдательную башню, а также тренирует солдат. Неизвестно, раскрывает ли она что является женщиной при жизни, но известно, что так и остается девицей. После смерти ее почитают как женщину, и позже во время безнадежной битвы плохой стратег, бежавший в тот самый храм, обращается к ее духу. В итоге из храма выезжают хорошо снаряженная многочисленная армия во главе с женщиной с распущенными волосами, что заставляет врагов отступить.

Здесь нагромождение исторических деталей и половина сюжета про мужчину, тем не менее, эта история заслуживает внимания тем, что в реалистичном мире героиня выбирает жизнь, которую хотела, ее не забывают после смерти, и не перестают уважать, когда выясняется, что она женщина.


Старушка богатырша (японская сказка)

Здесь старушка не воительница, но все равно может защитить деревню от того, кто пришел забрать у них еду.

Добрая старушка известна своей силой. Она работает в рисовом поле и корчует пни. Местные часто обращаются к ней за помощью, когда нужно достать из реки лошадь с мешками риса и подобными проблемами. Под новый год она помогает им готовить национальное блюдо – моти. Демон приходит в ту деревню и забирает моти у всех жителей, кроме главной героини. Она разговаривает с ним по-старушечьи дерзко и демон просовывает руку к ней в окно. Она устраивает с ним что-то вроде армрестлинга, и держит достаточно долго, пока тот не устает и не умоляет его отпустить. Так она возвращает всем новогоднюю еду.

Параллель с реальностью здесь тоже довольно очевидна. Демон может быть просто разбойником, который занимается вымогательством. И уверенная в себе бабка вполне может победить его, когда все остальные не решатся проверить, насколько он на самом деле опасен.


Девочка и кибунго (бразильская сказка)

Здесь бабушка спасает внучку и убивает монстра, похищающего детей. 

Одна девочка все время бегает в гости, несмотря на то, что мать ее предупреждает о том, чтобы не выходила из дома по вечерам. В итоге кибунго сажает ее в мешок, и пока несет мимо всех домов, девочка поет и пытается привлечь к себе внимание. Никто не хочет помогать, зацикливаясь на том, что она ослушалась мать. Только ее бабушка, хотя и отвечает так же, на самом деле раскаляет вертел и протыкает им горло чудовища. В конце она не отпускает девочку к родителям, поскольку те уже показали, что не ценят ее достаточно, чтобы спасать. Девочка, впрочем, сама становится осторожнее.

Эта сказка показывает, как все бросаются осуждать поведение жертвы, вместо того, чтобы пытаться помочь. Если бы бабушка не прервала этот обычай, монстр бы продолжил терроризировать всю деревню. Важный посыл о том, что не только нужно учиться избегать опасности, но и действенно бороться с ней.


Сварливые старухи и разумная девочка (грузинская сказка)

Бытовая сказка, о том, как девочка мирит свою бабушку и соседку.

Две старухи живут по обе стороны реки и любят ругаться, хотя внучка одной из них уговаривает бабушку этого не делать. Однажды бабушка заболевает, но соседка все равно ругается на берегу, поэтому девочка идет к ней. Та злится на нее и хочет перейти реку, но поскальзывается, и чуть не тонет. Девочка ее спасает, и той становится стыдно. Дальше они живут в согласии. 

Здесь опять же надо было прервать порочный круг, в этот раз это сделала девочка. Хорошо показана забота и благодарность за спасение, а также то, что неприятный характер может измениться даже в старости.


Ананас (филиппинская сказка)

Эта сказка плохо заканчивается для падчерицы, зато злая мачеха в этот раз раскаивается.

Об отце в сказке нет ни слова. Просто есть девушка, которая делала всю работу, и есть ее мачеха, которая только общается с другими женщинами. Когда мачеха требует сшить ей платье, падчерица теряет иголку в траве и не может ее найти. Мачеха говорит, что если она не может найти иголку двумя глазами, ей нужно их побольше. В итоге она не может найти падчерицу, привлекает всех соседей, и они находят ананас – растение с множеством глаз, в которое та превратилась. Мачеха понимает свою ошибку, остается страдать и утешается тем, что ухаживает за чудо-растением.

Это интересное разнообразие по сравнению с обычными сказками про мачеху и падчерицу, потому что реально не всех строгое воспитание делает сильнее или добрее. Некоторые от этого замыкаются в себе и такими и остаются. Мачеха – главная героиня этой истории – оказывается не такой уж злой, и пытается загладить свою вину, заботясь о падчерице в виде растения, как если бы та стала лежачей больной или приобрела инвалидность.


Черная мидия (восточная сказка)

Старушка спасает маленькую русалочку, получает благодарность ее матери, и продолжает видеться с девочкой. Волшебная приобретенная семья.


Пожилая героиня живет одна без родственников и добывает еду, собирая рыбу, выброшенную на берег. Во время сильной бури кто-то стучится в дверь и она открывает, несмотря на страх, потому что кто-то нуждается в помощи. На пороге лежит мидия, которую героиня забирает в дом, и голос просит ее не закрывать дверь. В раковине оказывается русалочка, о которой старушка решает заботиться о дочери. Позже появляется ее мать и объясняет, что ее королевство захватил злой колдун, так что она просит присмотреть за дочерью еще тридцать дней. Каждую ночь русалка возвращается чтобы накормить маленькую дочь, а также оставляет подарки в виде рыбы и жемчуга. Когда наступает последняя ночь, старушка просит русалку позволить ей время от времени видеться с девочкой, и та соглашается. Так что в конце она может видеть ее в воде и всегда получает достаточно еды.

История со злым колдуном остается «за кадром», но все равно впечатляет, как русалка-мать находит время для своей дочери, попутно освобождаясь из плена, побеждая захватчика и возвращая свое королевство.


Зеленоволосая принцесса (филиппинская сказка)

Это довольно известная сказка в феминистских сообществах. Народная версия того, что сейчас бы назвали «Мэри Сью», но тогда такого понятия не было, и поэтому здесь все подается как что-то само собой разумеющееся. Также это можно назвать феминистской версией Пушкинской «Царевны-лебеди» (хотя она была до него), где она – главная героиня, а принцы – ее непримечательные братья.


Начинается все довольно знакомо: три сестры ткут и мечтают о том, что бы они делали, если бы были королевами. Только одна хочет наряжаться, другая – все время смеяться, а третья – тройняшек, среди которых будет девочка со звездой во лбу и зелеными волосами. Дальше это так же подслушивает король, и так же последняя из них становится королевой, а две другие – придворными. Дальше королеву подставляют не ее сестры, а некие няньки-колдуньи. Они бросают детей в воду в корзине, а королеве подсовывают поросят, за это король отправляет ее жить в хлеву. Дети попадают к старушке, которая принимает их к себе. Колдуньи продолжают пытаться избавиться от них, но зеленоволосая принцесса Ильюроса спасает братьев. Братья узнают о птице-семицветке, которая превращает в камень тех, кто смеется от ее щекотки, но также приносит удачу. Отправляются за ней и по очереди превращаются в камень. Ильюроса с помощью магии обзаводится золотыми доспехами, мечом и быстрым конем, снова спасает братьев, а также возвращается к бабушке с птицей. Теперь у нее есть магия, и она может сама обеспечивать семью, но она хочет больше приключений. Она превращает одного брата в петуха, а другого делает моряком и далее собирает небольшой торговый флот, выигрывая в петушиных боях. Они приплывают в город, где все началось, и король приглашает их к себе. Когда принцесса приходит, она видит королеву в хлеву и отказывается куда-либо идти, пока ее не выпустят. Когда это делают, колдуньи узнают их и пытаются отравить еду, но Ильюроса раскрывает правду, и колдуньи сбегают. Семья воссоединяется, и они также приглашают к себе бабушку, которая их вырастила.

Здесь прекрасно все: женщины помогают друг другу, мать мечтает о выдающейся дочери; одинокая старая женщина мудро воспитывает приемных детей; сестра выручает братьев; волшебница-воительница не выходит замуж и ни разу не задумывается об этом; дочь защищает мать и отстаивает права человека; приемную семью не забывают, когда находится настоящая. Король как всегда сомнительный, но даже его в каком-то роде ставят на место. Никаких жестоких казней ни в конце, ни в середине.


Дочь охотника (грузинская сказка)

Еще одна приключенческая сказка с отважной сестрой в главной роли, которая побеждает сверхъестественных врагов, спасает брата и нетипичную девицу в беде, а также заставляет царя бояться себя.

Духи каджи похищают людей, и царь боится за своих сыновей. Сын придворного охотника отправляется охотиться на них, но завистливый дядя отправляет его в опасное место – искать подарок для матери. Дальше ему указывает путь великанша, и в итоге красавица ловит его, опутывая волосами. Героиня – дочь охотника берет оружие отца и едет спасать брата. По пути она побеждает разбойника, который оказывается испытывающим ее отцом. Дальше она узнает у старушки дорогу в царство духов, и та рассказывает о пленнице в летающем замке, которая отказалась выходить замуж за их царя. Что интересно, он умер в результате неудачной попытки заставить ее. Дочь охотника спасает ее, нанимая корабль плотников, которые делают длинную лестницу. Ей удается убедить девушку, что ей можно доверять, и далее они путешествуют вместе. Правда, она быстро остается где-то ждать, пока героиня побеждает разных дэвов и добывает волшебные предметы. Дочь охотника попадает в замок царицы духов, где все превращены в камень, и там находит своего брата. Она заставляет царицу их отпустить, угрожая отрезать ей волосы, и они возвращаются к девушке из летающего замка, предыстория которой оказывается более причудливой,  чем у типичной девы в беде. На обратном пути они встречают еще одного злого карлика, который обманывает брата и уводит девушку. Дальше сюжет идет как версия сказки про Кощея Бессмертного, с этим карликом, у которого душа в рыбе. Девушка узнает его секрет, сестра его убивает и вместе со всеми возвращается домой. Теперь здешний царь хочет жениться на спасенной девушке, но боится главной героини, так что даже не решается попытаться. В этой сказке на самом деле очень много приключений, они не ограничиваются тем, что я здесь пересказала. Ее просто надо читать целиком. 


Дальше еще некоторые сказки, которые я не буду пересказывать, но они все тоже подходят.


Машенька и Дашенька (русская сказка)


Отчасти известная, отчасти забытая сказка о девочках, которые помогают волшебной старушке и своей бабушке. Здесь все действующие лица – женщины, ленивой сестре дается шанс исправиться и ее старания вознаграждаются.


Разумная дочь (белорусская сказка)

Версия многочисленных сказок о мудрой дочери бедняка, которая во многом повторяет остальные, но здесь есть некоторые новые загадки и мудро решенные проблемы. Пан удочеряет героиню, вместо того, чтобы на ней жениться. Когда он прогоняет ее за то, что она рассудила мужиков без него, она также проворачивает хитрость, притаскивая его домой. Однако вместо того, чтобы объявить, что она взяла самое дорогое, она хочет заставить его работать. И хотя пан мельком упоминает, что хотел бы на ней жениться, когда она вырастет, в конце ей удается запугать его так, чтобы он передумал.


Мудрая девочка (чувашская сказка)

Еще одна такая сказка, с необычными заданиями и мудрыми ответами. Также здесь открыто отвергается идея брака царя с девочкой через сравнение с волками и зайцами, с чем никто не решается спорить.


Золотая девочка (болгарская сказка)

Версия сказок про злую мачеху и падчерицу, а также сказок про инициацию, где героиня уходит на небо. Здесь отец в конце не обращается против мачехи, а продолжает ее слушаться и представлять угрозу для дочери. Естественно, домой она не возвращается.


Находчивая Гретель (немецкая сказка)


Достаточно известная сказка-анекдот, в которой служанка обманывает господина и его гостя. В отличие от хитрых служанок итальянской комедии, которые не обходятся без любовных интриг, эта просто любит вкусно поесть и хорошо выпить. 

Хотя героиня просто жадина, которой удается всех перехитрить, все же приятно видеть такое на фоне всех сказок, где хитрым мужчинам сходят с рук худшие подлости, а хитрые женщины несоразмерно жестоко наказываются. 


Твердушка, Мягушка и Сладушка (болгарская сказка)

Старуха, спасаясь от медведицы, обещает отдать ей одну из своих внучек. Когда та приходит к ней домой требовать отдать каждую по очереди, старуха хитро отвечает, почему не может. То, что сестры любят хорошо поесть и поспать, им в итоге помогает. Но они также проявляют здравомыслие, надежно запираясь и проговаривая, что не надо ходить в лес поодиночке.


Серебряный нос (итальянская сказка)

Феминистичная версия «Синей бороды» + добровольная версия «Машеньки и медведя». Три сестры устраиваются служанками к богачу, который оказывается дьяволом, отправляющим любопытных в ад. Хитрая сестра спасает двух других, они возвращаются к матери, в конце все живы. Эта версия даже более убедительная в таких деталях, как то, что опаленную розу нельзя восстановить, а кровь с ключа стереть можно. Еще тут дьявол – джентльмен, которого не оправдывают, не смотря на его своеобразное благородство.


Хозяйка огня (селькупская сказка)

В этой сказке идея «хранительницы очага» преподносится в своем первозданном виде. От огня зависит жизнь в племени, как и от женщин. Шаманка, владеющая секретами добычи огня, обладает самой большой властью. Огонь ценится выше комфорта и жизни одного ребенка.


Недобрая Ладо (нивхская сказка)


Здесь с одной стороны отрицательный пример бессмысленно капризной героини, с другой стороны – сюжет о важности связи матери с дочерью. В зависимости от точки зрения, можно сказать, что эта сказка о плохом (чрезмерно мягком) воспитании, но в то же время можно заметить, что отношение терпеливых родителей к дочери не осуждается. Героиня не хочет замуж, и родители не настаивают, и хотя отвергнутые женихи представлены нормальными людьми, идея выдачи замуж против воли моментально отвергается самими родителями и больше не обсуждается. Ей не отказывают в еде и не заставляют работать, но она все-таки становится самостоятельной, превратившись в лебедя. Хотя в конце мать умирает, и героиня не успевает помириться с ней, она понимает, что должна была ценить то, что у нее было.


Вот еще несколько сказок про животных:


Мать-песец и ворон (чукотская сказка)

Мать-песец добывает еду для своих дочек, а ворон ворует у нее еду. Но дочки оказываются внимательными, а их мать – мстительной.

Мать-песец и ворон живут по соседству и вместе ищут пищу, но ворон всегда убеждает лису поспать, пока он ей положит мясо в сумку, а сам кладет туда камни. Дочки это замечают и ситуация повторяется несколько раз, пока лиса не находит падаль без ворона. Тогда она притаскивает тушу домой и говорит дочкам, чтобы угостили ворона, если он зайдет, но подложили ему иглу. Те так и делают, от чего тот умирает.

В принципе у них могли быть нормальные отношения, если бы ворон согласился делить добычу по-честному, но именно потому, что он паразитирует и отбирает еду у детей, он заслужил свою судьбу.


Мышка и евражка (чукотская сказка)

Кровожадная сказка. Эти самые мышка и евражка охотятся на медведя просто так, чтобы доказать себе, что они это могут.

Мышка и евражка – обе женского рода – ни с того ни с сего решают вместе жить и охотиться на медведей. Они приходят к медведю в надежде зацарапать его до смерти, пока он спит, но тот просыпается и собирается съесть их. Тогда они притворяются, что хотят выбрать из его шкуры насекомых, и он им это позволяет. В итоге он засыпает, и они выцарапывают ему глаза.

Тут и женская помощь друг другу, и то, что маленькие и слабые могут победить тех, кто намного сильнее, и как спастись из опасной ситуации усыпив бдительность врага.


Как мышь женилась (осетинская сказка)

Версия сказок, где ищут самое могущественное существо, и получается, что разнообразные силы природы побеждает мышь. Эта версия уникальна тем, что мышь ищет пару не для своего сына, а для себя. И она ищет именно дочь всех этих могучих сил. И нет, это не мышь мужского рода. По крайней мере, в русской версии. Даже то, что в конце она выбирает другую мышь, можно интерпретировать как аллегорию осознания женской силы, которой не нужна никакая дополняющая противоположность.


Шудукай (аварская сказка)

Это своего рода версия сказок про семерых козлят и про волка и лису. Примечательна в основном составом преимущественно женским составом действующих лиц, а также тем, что хитрость лисы изображена в положительном свете.

Шудукай с ее пятью дочерьми – предположительно, люди. Она уходит за ложками для каши, в это время приходит волк и со второй попытки выдает себя за нее, говоря тонким голосом. Девочки впускают его, и тот проглатывает двух из них. Мать возвращается и плачет, тут к ней приходит лиса, которая предлагает решить проблему за вкусную кашу. Дальше лиса немного нетипично проворачивает трюк с примерзшим хвостом волка, и тогда Шудукай с дочками избивают волка, пока у того из ноздрей не вылезают проглоченные ранее девочки. В конце Лису приглашают пировать в доме.


В качестве бонуса сказки, где героини выходят замуж, но не остаются с мужьями в конце, и женщины оказываются их главными союзницами.


Девушка и змей (африканская сказка)

Здесь девушка выходит замуж за змея, который должен исчезнуть, если хоть раз причинит ей зло. Ее мать играет значительную роль, а вредная родственница считается важнее мужа.


Героиня отказывается выходить замуж за кого-то со шрамами, но здесь у всех мужчин такие племенные отметки, так что в итоге появляется змей в человеческом обличье с идеально гладкой кожей. Они отправляются в пустыню, героиня поселяется в домике под акацией, а змей – в баобабе. Через год мать оправляется искать ее с помощью стебля тыквы, который должен был указать на место ее смерти или ее дом. Мать приходит повидаться ней, и та договаривается со змеем подарить ей животных. В следующий раз к героине приходит ее тетя и тоже получает животных в подарок. Однако она хочет увидеть настоящий облик мужа героини, та отговаривает ее, но она все равно идет. В итоге змей ее проглатывает и объясняет это героине тем, что та ругалась и шумела. Героиня не собирается это прощать и уходит от него. Тот вспоминает уговор и ему приходит конец, а героиня благополучно возвращается к матери.

Я реально не понимаю, почему многим феминисткам нравится сюжет «принцесса остается с драконом», как будто дракон – это всегда какой-то верный пес, и никогда – плохо управляемый тиран. А версию из «Wander Over Yonder» с гибридными детьми я считаю непростительной. Эта сказка, пожалуй, единственная версия, которая нравится мне. Нет ни похищения, ни детей… зато есть крутое магическое соглашение, которое сводит на нет любой дисбаланс власти.


Девушка, отказавшаяся от замужества (чукотская сказка)

По сравнению с предыдущими сказками, здесь главная героиня не так уж и отказывается от замужества. Она вступает в брак с волшебным зверем, но уходит из-за неподходящих условий жизни. Здесь самое интересное – концовка, где она остается с другой бывшей женой своего мужа.

Предупреждение: в начале отвратительное (хотя и короткое) описание рождения гибридного моржонка, его убийства и каннибализма.

Да, сказка начинается с этого. Героиня сбегает с моржом, потому что родители съели их общего ребенка. Они приплывают на льдину, где живут моржи, семья того моржа ругает его, что он не женился на одной из своих, и велят кормить ее и следить, чтобы другие ее не задавили. Героиня не наедается моллюсками, и моржи говорят, что она не выживет на такой еде. Морж хочет отвезти ее домой, но та не хочет возвращаться потому, что не прощает своих родителей. Тогда он отвозит ее к медведице, которая тоже была его женой и не смогла жить с ним. Героиня делит с медведицей еду, которую им передал тот морж, и они остаются жить вместе. Но у медведицы есть враги, с которыми ей становится все сложнее бороться, так что героиня начинает наращивать силу. Она борется с медведицей и однажды побеждает ее. Врагами оказываются мужчины с копьями, которых медведица и девушка побеждают, сменяя друг друга в бою.

Сказки про сверхъестественный брак у северных народов как-то часто заканчиваются тем, что супруги не остаются вместе. Но эта сказка удивительна тем, что здесь соперницы остаются вместе. И они не ненавидят друг друга, а помогают выжить и стать сильнее. Также хорошо показано, что женщине стоит тренироваться, чтобы стать сильнее, и она действительно может научиться побеждать тех, кто сильнее.


Женщина, не желавшая выходить замуж (эскимосская сказка)

Этой выйти замуж все-таки приходится, и ее муж оказывается медведем-оборотнем, но ее от него спасают собачка и лисица-оборотень.

Эта сказка начинается похоже на «Игрушечный народ», только здесь отец еще более подлый, и когда героиня уходит заниматься собирательством, он велит всем жителям селения разъехаться и все с собой увезти. Он уничтожает целое поселение, просто потому что его дочь прогоняет женихов! Она возвращается на пустое место и пытается найти остатки мяса. Некоторое время собачка помогает ей добывать еду. Но, в конце концов, у них не получается прожить одним в тундре, и героиня соглашается взять в мужья первого встречного, который предлагает еду. К весне он начинает плохо с ней обращаться и приносить меньше еды, недовольный тем, что она не толстеет. Однажды к ней приходит другая женщина, чтобы ее предупредить о том, что ее муж – белый медведь, и он хочет ее съесть. Она дает ей лисью шкуру и учит, что нужно сделать. Буквально есть сцена, где она учит ее быть лисой! Дальше героиня в виде лисы убегает от медведя, раскаленным прутом создает полынью на пути, а потом заманивает его к людям, которые его убивают. Там она снова превращается в человека, находит раскаявшихся родителей и они принимают е обратно. Но ей приходится бросить в тундре собачку, потому что лиса-оборотень сказала, что та помешает ее побегу.

Здесь тоже есть момент, где героиня отказывается есть мясо своего мужа, но в целом здесь нет таких отвратительных подробностей, как в предыдущей сказке. Также здесь показано, что то, на что приходится пойти, чтобы выжить в экстремальных условиях, не должно преследовать всю жизнь. И если ситуация становится только хуже, лучше подготовиться и вовремя уйти.


Но это все были сказки о неудачном браке со сверхъестественными существами. Бытовые сказки об этом тоже есть. По крайней мере, одна.


Находчивая женщина (якутская сказка)

Бытовая сказка, в которой героиня добивается развода во времена, когда это было не принято. Можно сказать, что это версия скандинавской легенды о Гудрун, которая сшила мужу рубашку со слишком большим вырезом, чтобы развестись. Но, опять же, эта сказка не заканчивается новым браком.

Главную героиню из бедной семьи выдают за сына богача. Она хочет с ним развестись, поэтому доказывает людям его глупость, подстроив для него глупую ситуацию на охоте. Хотя тот и так был плохим охотником, так что ей только надо было наглядно показать это всем.


Не исключено, что таких сказок еще больше. У меня просто не настолько много времени и терпения, чтобы их искать.