Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

воскресенье, 26 сентября 2021 г.

Эльфоподобные неандертальцы, техномагия и временные парадоксы в мультсериале «Новаторы»

 


«Новаторы» – это почти единственный российский мультсериал, который мне по-настоящему и до сих пор нравится (еще есть «Капитан Кракен»). В детстве я застала только его первые два сезона, так что я узнала о существовании третьего только недавно, когда решила пересмотреть. С чего все началось, и откуда взялись инопланетянин с машиной времени, я тоже раньше не знала. Так что если серии, которые я запомнила с детства, были просто забавными и милыми, то эти вместе с финалом второго сезона и всем третьим реально прибавили эпичности. Хотя третий сезон был самым впечатляющим и перспективным, его почему-то забросили, недоделав. Но даже в этих десяти сериях, что есть, я обнаружила кое-какие интересные находки. 

Конечно, путешествия во времени в этом мультсериале – одна сплошная условность. Я не люблю более серьезные сюжеты с путешествиями во времени, потому что они всегда создают слишком много парадоксов, а если пытаются их объяснить, то всегда получается либо наивно и бредово, либо чересчур заумно, вызывая еще больше вопросов. То же самое с альтернативной историей. Например, тут – что геолифы плато Наска были созданы по инициативе главных героев. Причем, как авторы перестарались с сюжетным объяснением символов, так и персонажи перестарались с подробностью и одновременно неясностью послания.


Итак, в начале третьего сезона новаторы встречают кроманьонцев и неандертальцев в ледниковом периоде, и если присмотреться к ним, то странные и те и другие. Кроманьонцы с желтушными глазами и, вероятно, бородатыми женщинами? Можно подумать, что среди них совсем нет женщин, но когда они начинают кричать всей толпой, голоса преимущественно женские. Но это ничто по сравнению со здешними неандертальцами, которые какие-то… эльфы. У них острые уши, желтые глаза с черными белками, звериные носы, а еще, видимо, сверхъестественная морозоустойчивость, потому что они все одеты в своего рода «бронекупальники» из шкур. И, конечно, не забывайте их главную претензию к кроманьонцам: «Они разрушают природу! Не понимают язык зверей! Делают оружие, чтобы все ломать!» и «Вы не чувствуете погоду, не умеете брать след, разговаривать со зверями(еще раз)» и чувствовать воду под землей. В конце концов, Морок был шаманом не на почве суеверий, он был способен призывать все виды животных и заставлять их сражаться на его стороне.

Непонятно, что новаторы, которые должны знать все общеизвестные стереотипы, не замечают эльфийских черт у неандертальцев, особенно острых ушей, как когда Фил изображает Морока, он вытягивает свои уши так, чтобы они казались острыми.

Вообще-то идея представить неандертальцев прототипами мифологических эльфов вполне логична, поскольку и традиционно считается, что прообразами эльфов были загадочные дикие народы Европы раннего средневековья. Если это была намеренная отсылка, то, я считаю, это реально умно со стороны авторов, как и следующая отсылка к идее, что новые технологии становятся неотличимыми от магии.


То есть, уже сейчас мы обыденно пользуемся технологиями будущего, в большинстве своем не представляя, как конкретно что-то устроено. Даже если мы знаем, как устроены микросхемы, едва ли сможем сделать их сами, а затем еще собрать из них смартфон. И чем сложнее и непонятнее технологии, тем больше они похожи на магию. В этом мультсериале таким образом показано как с одной стороны Морок считает некое сверхпродвинутое инопланетное устройство волшебным, а с другой – Нео занимается как будто бы наукой, а на деле превращает в машину времени обычный холодильник из нулевых. При этом Нео никогда не пытается объяснить свои технологии, либо потому что они слишком сложны для землян, либо потому что предполагает, что и так они должны понимать то, что для него само собой разумеется. Нео всегда отмахивается, используя как отговорки наукообразные речи типа: «квази-квантериальный интегратор преобразует диффузный магнетизм материи», хотя как видно по сериям, по уровню интеллекта он не сильно отличается от земных подростков.

А ведь ту штуковину, исполняющую желания, вполне возможно объяснить на примере того, что у нас уже есть: что-то вроде суперкомпьютера на голосовом управлении с доступом ко всем информационным сетям вселенной, встроенными машиной времени и сверхскоростным всемогущим 3D-принтером. Новаторы могут смеяться, что Морок принимает ее за магию, и называть заумным научным названием, но это ничего не меняет: они сами понятия не имеют о том, какой ценой возможно дается это преобразование материи, а используют именно как волшебную штуку, исполняющую желания из ничего. В то же время магия тоже может быть технологией, как например, неандертальцы понимают природу настолько, что знают, как ей управлять, совершенно естественным образом. И это уже кроманьонцам кажется необъяснимым явлением.

Прежде чем перейти к следующей важной части, обратите внимание на то, в какой момент Морок меняет прическу. Это, разумеется, просто ляп и расхождение в дизайне, но все равно забавно. В своем времени он ходит с распущенными волосами. Когда он непонятно зачем прицепляется к летающей тарелке, волосы все еще распущены, но в первый же момент его появления в будущем, они оказываются собраны в хвост. Причем обмотанный лентой таким образом, что быстро это не сделать. А теперь представьте: вы летите сквозь время, быстрее скорости света, одной рукой держась за летающую тарелку… а другой рукой делаете себе прическу! Ну, или, поскольку его обнаружили не сразу, это было первым, что он решил сделать, оказавшись в будущем. Хороший способ немного успокоиться в стрессовой ситуации.

Так вот к сюжету. Морок думает, что если он уничтожит все современные изобретения, неандертальцы не вымрут. Но почему в таком случае он берется уничтожать изобретения, созданные уже ПОСЛЕ исчезновения неандертальцев?! Они-то как раз ничего не изменят! Разве что это может привести к полному вымиранию человечества, тогда экология будет спасена, но неандертальцев это все равно не вернет. Очевидно, что о доисторических изобретениях почти ничего не известно, в отличие от показанных в сериях, тем не менее, это крупнейшая сюжетная дыра третьего сезона. Хотя, то, что сезон недоделан, дает надежду, что авторы не настолько слепы, и однажды Морок бы осознал свою ошибку. Один из сценаристов, Леонид Каганов, в своем блоге упоминал, что они планировали сделать еще много интересных встреч, в то числе с первобытной женщиной, которая изобрела труд. Наверное, это как раз оно.


А пока они путешествуют по неправильным историческим эпохам, было бы очень кстати заглянуть к луддитам, ведь их идеология полностью совпадает с идеями Морока «злобы к прогрессу». Тут у него может быть либо когнитивный диссонанс, что кроманьонцы борются против своих же изобретений, либо они могут его порадовать, произведя впечатление единственных, понимающих и пытающихся исправить, что натворил их вид. Но то, что на самом деле это не так, привело бы к разочарованию. Возможно, в этой серии можно было бы показать, что луддиты неправы, потому что хоть они и остались без работы, но впоследствии новые технологии все равно облегчили им жизнь, и позволили больше не тратить все свое время на кропотливое ткачество вручную. Сам Морок поразительно легко и быстро осваивается со всевозможными штучками из будущего, несмотря на то, что по идее должен их не принимать и стремиться уничтожить. Вспоминается одна серия из «Секретного шоу», где злодейка Доктор Доктор с помощью разизобретающего луча превратила все современное сначала в средневековое, а затем – в доисторическое, чтобы остаться единственной с продвинутыми технологиями. А то, как Морок заражается бешенством, и меняет отношение к прививкам, не имеет смысла, потому что, во-первых, мог бы вылечиться с помощью инопланетного артефакта, а, во-вторых, ему бешенство, очевидно, вовсе не передалось, потому что иначе прививка бы не помогла.

Раз уж создание временных парадоксов для этого мультсериала – норма, и никто по этому поводу не беспокоится, почему бы не решить проблему с вымиранием неандертальцев следующим образом: переместить всех неандертальцев в будущее, и пусть они поселятся в неосвоенных лесах России, где никто другой не захочет жить. Таким образом можно даже избежать временного парадокса – в прошлом неандертальцы по-прежнему исчезнут, и никто не узнает, что они продолжили жить в будущем. 

Однако такое решение проблемы могло привести к самой большой  катастрофе из всех! Поскольку современные люди не стопроцентные кроманьонцы, и у всех есть какой-то процент генов неандертальцев, вернувшись в свое будущее, Фил и Нана обнаружили бы, что все человечество уже совсем не то… Особенно учитывая, что способности к искусству, согласно первой серии третьего сезона, современным людям достались от неандертальцев. К тому же, судя по тому, как настойчиво тот сценарист в комментариях доказывал всем, что неандертальцы не вымерли, а также являются предками современных людей, это, видимо, и была главная задумка авторов по части разрешении основного конфликта с Мороком.

Точнее, так могло быть, если бы сезон все-таки был закончен. Но авторы нашли очень странное место, чтобы оборвать сюжет…


В десятой серии на Морока падает гигантский камень, и нет никаких свидетельств, что он остался жив, кроме того, что Фил и Нана не придают этому ни малейшего значения. Они говорят, что им удалось его остановить, абсолютно обыденно, не так, как если бы они остановили его навсегда. Получается, проблему не придется решать сложным путем, если просто убить его. Смерть доисторической личности, уже потерявшейся во времени, и знающей слишком много, не только ничего не испортит по «эффекту бабочки», но даже наоборот. Вот такая неправильная концовка получилась. Собственно, чтобы узнать, что авторы не планировали действительно все закончить именно так, я и нашла блог того сценариста. Оказалось, сценарий был полностью готов до двенадцатой серии, так что десятая точно не должна была стать последней. 

И вся эта ситуация с неочевидной смертью Морока мне очень сильно напоминает с точностью до наоборот аналогичную ситуацию из мультсериала «Пиноккио» (который «Mokku of the oak tree»). Когда я решила его пересмотреть, то выбрала восстановленную английскую версию с возвращенными вырезанными сценами. Так вот, в первой серии в цензурной версии есть сцена, где молоток падает на сверчка, но отскакивает от него, и тот как будто в полном порядке после этого. Потому непонятно, с чего это вдруг он дальше становится призраком. В русской версии он говорит, что он – дух того сверчка, который живет у Пиноккио дома. Но в другой серии, где мышонок, пытается загрызть Пиноккио, сверчок борется с ним, будучи бесплотным, подтверждая, что даже у себя дома остается призраком. В вырезанной сцене оказалось, что после падения молотка, сверчок привстает, но затем переворачивается, и у него вытекают мозги. Это отвратительный момент, и исполнен он отвратительно комично, так что неудивительно, что его вырезали, но, я считаю, сцену обрезали неправильно. Надо было остановиться на падении молотка, пока он не отскочил. Так можно сразу и показать, почему сверчок – призрак, и жуткого зрелища избежать. А с Мороком наоборот – надо было показать, что он выбрался или успел телепортироваться, тогда бы не получилось неправильной концовки, где Нео с легким сердцем веселеньким стишком убивает его, и после никого из казалось бы положительных героев не мучает совесть.