Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

вторник, 11 октября 2016 г.

Другое "Холодное Сердце"

Итак, я посмотрела кукольный спектакль «Холодное сердце» по мотивам одноименной сказки Гауфа. Самое смешное то, что дети, которые пришли на спектакль, знали мультик с таким названием и удивились тому, что сюжет был совсем другой. Вообще, как я видела, туда пришли одни дети, хотя ведь сюжет там мог быть интересным не только детям. Многие вообще недооценивают кукольный театр, хотя, думаю, не надо напоминать, насколько продвинулись технологии управления кукол-марионеток, и что ставят они спектакли не только детские. Впрочем, это, наверное, для любителей современного искусства, судя по исполнению. Но, возвращаясь к моим наблюдениям за реакцией детей, как я поняла, их интересует не столько действие, сколько спецэффекты. И это именно то, что они обсуждали с родителями в антракте. Конечно, спецэффекты там действительно были замечательные. И в самом спектакле была очень впечатляющая атмосфера темного фэнтези. Куклы в сюжете участвовали наравне с людьми. Вообще сказка была представлена в виде рассказа в таверне, когда одна неместная девушка спросила хозяйку про великана из-за которого началась гроза, а какой-то веселый молодой человек постоянно разбрасывался деньгами.
Особенно мне там понравились средневековые музыканты, которые очень задорно играли на причудливых старинных инструментах и необычно танцевали. И еще массовка, изображавшая то ли злых духов, то ли галлюцинации, которая то раскидывала дождь из золотых монет, то жутко извивалась, терзая главного героя. Декорации на все действие там были одни и те же, но при этом при разном освещении они могли изображать то город, то лес, то горы, то ту же таверну. Особенно запомнился скелет гигантской рыбы, встроенный в стол таверны или был под землей на месте дома главного героя. Ну, и перед спектаклем сидевшая рядом женщина сказала, глядя на декорации: «Что-то мне уже страшно. Вон там кого-то готовят… а вон еще голова осла… я не хочу это смотреть». Ну, готовили там на самом деле поросенка, на этом вообще внимание не заострялось, а вот голова осла, да, из нее появился один из тех злых духов. Еще в спектакле активно использовали компьютерную анимацию, поэтому самые фантастические сцены получились особенно эффектно. Теперь что же касается непосредственно сюжета. Пересказывать я его не буду, просто некоторые замечания.

Во-первых, почему-то я сколько сказок уже прочитала, а только на этой заметила одно раздражающее клише. Суть его в том, что если в начале сказки говорится о вдове, то главным героем будет обязательно всегда ее сын. Не дочь, не она сама, не кто-нибудь из прочих родственников, а всегда только сын. Его, кстати, звали Петером, это похоже, тоже клише. Дальше мне очень понравилась белка, в которую превращался гном. Она такая большая и толстая, да с такой бешеной скоростью носилась по ширме и запрыгивала то на Петера, то на дерево, что сцена с ней, очевидно, была самой смешной за весь спектакль. Гигантский паук тоже получился очень зрелищный. Особенно в соотношении с ростом куклы, он действительно выглядел великаном. Далее, я вот думаю, почему там все всё время твердили про двух главных богачей, одного показали, а второго - нет. Этого красавца-танцора не показали, а вообще-то было интересно, как он там танцует и какой тип мужчин в их обществе считается красивым. И насчет того толстяка, про которого он пожелал иметь всегда столько же денег, сколько у него. Тот там в итоге остался без денег потому что проиграл в кости, ну и Петер соответственно, так вот что мне было интересно: а что, если бы этот толстяк умер?
У него бы просто также не осталось денег или желание бы стало недействительным? Теперь об эпизоде, где Петер убивает жену. Это было исполнено в стиле театра теней. И вообще убийство было неочевидным. Они, во-первых, стояли слишком далеко друг от друга, чтобы это было возможным, а огнестрельное оружие в изображенные времена еще не изобрели, а во-вторых, Лизбет в момент смерти, кажется, просто растворилась в воздухе. Поэтому можно было запросто подумать, что это он, к примеру, всего лишь выгнал ее из дома. И, наконец, самая главная тайна сюжета: концовка. Она была такой же загадочной, как и во многих других спектаклях. И здесь было непонятно следующее: почему герой нашел смысл жизни и тут же умер? Какой был в этом смысл (простите за тавтологию)?! Правда, умер он здесь тоже не совсем очевидно. Он сказал гному, что его последним желанием он просит убить его. И ложится на пол. Гном говорит: «Ну ладно, пойду, принесу топор» и все. И он там лежит до конца действия.
А потом из-за другой кулисы появляется такой же Петер, как и в чем ни бывало, он рассказывает, что самое главное – это горячее сердце, и все люди его простили, и даже мертвые вернулись и все такое… но прежний Петер так и остался там лежать, поэтому есть основания полагать, что это все были предсмертные галлюцинации, а горячее сердце не так уж и хорошо, как ему показалось в агонии, ведь это именно оно довело его до всего этого. А может быть это был завуалированный хэппи-энд, где гном не пошел за топором, он просто исполнил другое желание, потому-то и все мертвые вернулись, и вообще все люди полюбили Петера, хотя до этого особо не жаловали. А потом действие вернулось в таверну, где тем двоим посетителям было уже как-то не до концовки истории, они уже все забыли и просто весело танцевали. Кажется, эта поучительная история ничему их не научила. Зато мои любимые музыканты вернулись. Такой финал, очевидно, был сделан, чтобы не заканчивать на печальной ноте и не шокировать малышей.