Иногда у чего-то популярного оказывается настолько странное, неуместное и часто просто сумасшедшее продолжение, что сложно поверить, что они написаны тем же автором. Среди моих самых ранних статей в этом блоге была одна про крайне сюрреалистичное продолжение «Приключений Васи Куролесова» – «Промах гражданина Лошакова» с видимой паутиной гипноза, разумной пулей и живым облаком, которое можно засушить. Причем, не в переносном смысле, а в самом буквальном, влияющим на сюжет. А еще там город Карманов оказался таким фантомным и неуловимым для кого-то извне, что это уже просто карман в пространстве какой-то.
Но сейчас не менее странное продолжение «Вовки в Тридевятом Царстве», разрушающее все, что было установлено версией мультика. Или, точнее сказать, инструкция по масштабному газлайтингу.
Вообще-то, даже когда я прочитала собственно «Вовку в Тридевятом Царстве» в авторской версии, мне показалось, что там все как-то не так интерпретировано, очень поверхностно, очень много упущено. Потом я подумала, что поскольку над мультиком работало так много людей, они сделали его намного глубже и добавили интересных деталей. Однако когда я прочитала «Вовку на планете Ялмез» я задалась вопросом, как эти два произведения могут быть настолько непохожи. Они написаны в разном стиле, с разным подходом к развитию сюжета, и главное, с содержанием, не только очень сомнительным, но и полностью противоречащим всей предыдущей части.
Итак, здесь больше нет никакой сказочной условности, но при этом путешествие в Тридевятое Царство не отрицается. Просто какой-то элемент магического реализма – один из способов вразумления, в котором нет ничего особенного. Как-то это привело к тому, что Вовка завел сенбернара. Это теперь его главное увлечение вместо сказок, от которого его собираются отучать.
Мама Вовки думает, что он начал забывать русский язык, и называет пыль – «пиль», хотя это оказывается командой собаке. Но, как менее странно от этого не становится, ведь он командует собаке хватать пыль. Причем, это учебник был такой пыльный, и внезапно брать его нельзя. Загадочным образом, несмотря на то, что Вовка учится в четвертом классе, он ухитрялся неделями не прикасаться к учебникам. Это смешно совсем не по той причине, что была задумана, как и со всей книгой.
Дальше были вставлены анекдоты: один математический, где Вовка пытается угадать ответ, получая разные саркастические реакции; другой – про рыбий жир, за который полагается конфета.
Еще одна специфическая особенность именно этой части – это то, что тут ни с того ни с сего начинаются стихи, как песни в мюзикле. В авторской версии «Вовки в Тридевятом Царстве» вообще стихов не было; в мультике, насколько я помню, песни были именно песнями, а тут все просто резко переходят на стихи для выражения мыслей. Как будто это писалось для какого-то спектакля. Впрочем, возможно, так и есть, судя по количеству спектаклей по мотивам.
Потом кто-то позвонил, мама Вовки жалуется, что вся квартира вверх дном, и приглашает этого типа разобраться. В следующий момент приходят старшеклассники, которые шефствовали над Вовкой в школе. Один из них сам – «собака», потому что играет эту роль в школе и очень вживется в роль, что его однокласснице «прямо противно». Он носит портфель в зубах и держит в нем собачью маску, лапы и хвост. Но не подумайте, что он – фурри, это просто научный эксперимент! По крайней мере, в том, что он внезапно начинает петь ничего удивительного. Дядя, которого пригласила мама Вовки потом принимает его за Вовкиного питомца. Этот тоже не может удержаться, чтобы внезапно не спеть, в этот раз после немой сцены, где он показывает всем рассаживаться, будто сейчас будет серьезный разговор.
Дальше мама Вовки признается, что она хотела, чтобы вместо него родилась девочка Вика. Это приводит к тому, что дядя собирается перевоспитывать Вовку газлайтингом, и даже старшеклассники очень злорадствуют.
Они все инсценируют полет Вовки в космос настолько обыденными способами, что можно задаться вопросом, не было ли его путешествие в сказки поставлено каким-нибудь театральным кружком при библиотеке.
Представление начинается, и там уже целые диалоги в стихах. Вовка был рад, что приехал его дядя, но тут он и все бросились осуждать его долго и стихотворно.
Дальше старшеклассник-актер изображает сумасшедшего, врываясь с новостью, что дядю Вовки назначили космонавтом. Вовка просится взять его с собой как живой груз, готовый на любые жертвы, вместо крысы или мыши! Чтобы испытывать на нем атмосферу другой планеты! С таким настроем ему точно не нужен сеанс газлайтинга, но это еще только начало. В итоге его все-таки берут ради славы школы.
А дальше даже всплывает теория заговора об анти-земле, которая всегда на другой стороне орбиты за солнцем, и является параллельным миром, где все наоборот, но не слишком. Вовка уже готов звать прессу и стать президентом клуба космонавтики и снисходительно назначает старшеклассника вице-президентом. Как это он еще после путешествия в сказки не объявил себя героем-устроителем счастливых концов?
Они делают космический корабль из пылесоса, коробок, глобуса на удочке, радио и проектора диафильмов, походу безудержно сочиняя на ходу кучу стихов. И в «полете» не обошлось без песни. Вовку поднимают на крюке, чтобы изобразить невесомость, а его падение представляют как неудачную посадку. Его убеждают, что он сутки был без сознания, и пропустил все впечатляющие моменты. И на планете Ялмез все реально оказалось отражением, поэтому он думает, что находится в собственной квартире. А еще они ждут из школы Вику, что приходится Вовке ялмезским двойником. Реально «ялмезский» звучит как «мерзкий».
После они позаботились о том, чтобы Вовка не нашел в шкафу своей одежды, и заменили ее одеждой старшеклассницы. При этом им было важно унизить Вовку, тем, что его отражение – девочка, в то время как остальные были того же пола, что и на Земле. Но «мама Вики» все равно ожидает, что он будет отличником и безупречным помощником по дому. Его мама изображает, что здесь она строгая, чтобы Вовка думал, что там она более добрая. Но она заявляет, что его мама слишком добрая, поэтому она должна сделать ей одолжение и накачать Вовку рыбьим жиром весьма коварными манипуляциями.
Вовка начал подозревать, что все не по-настоящему, но все твердо решили сломать его психику и не могут допустить, чтобы он догадался. Изображать Вику никому и не понадобилось. Вовка сам решил притвориться ей. Розыгрыш немедленно обернулся против него. Сначала его мама начала представлять Вовку ненормальным, а Землю как дикую планету, потом опять накормила его рыбьим жиром, потом заставила прибираться. Вовке не позволяют выйти из образа пришедшая следом старшеклассница с задачками, диктантом и очередным стихотворным диалогом и внушением, что нельзя опозорить свою планету. Дальше старшеклассник в костюме пса появляется аж с плеткой и говорит, что он пахнет как лентяи и двоечники. И, угрожая плеткой, заставляет его лаять! Под еще один стих… А также прыгать через обруч и есть из миски (в которой овсянка с рыбьим жиром)!
Когда же Вовке удается переодеться в свою обычную одежду, все говорят, что это просто Вика переоделась в костюм инопланетянина! Он не может это доказать никаким образом, даже обращаясь к псу, который тоже признает в нем только Вику. Все идут искать Вовку, переодетого Викой. В процессе перетряхивают книгу, будто вспомнив его путешествие в Тридевятое Царство.
Вовка снова переодевается в платье и прячется под столом, но в этой нечестной игре нет правильного поведения. Это знаете, как в серии Губки Боба «Я дружу с дураком». Так что все опять считают, что они поменялись одеждой, и это все еще Вика. Пес, на которого все рассчитывали, подтверждает. Думаю, если бы он с самого начала не додумался изображать Вику, они бы просто сразу перешли к этому этапу: убеждению, что он – это уже переодетая Вика.
Наконец, когда у Вовки случается истерика, и он начинает подозревать, что его дядя – тоже двойник, он отправляет его обратно в космический корабль, в этот раз не так заморачиваясь со спецэффектами. После возвращения Вовка застревает между мыслями о том, что все над ним насмехались, и тем, что они – все еще двойники. Вот почему не надо так делать – мораль для родителей. Даже странно, что после всего этого у Вовки не развилась паническая боязнь уроков, девочек, рыбьего жира и собак. А может и развилась, просто это проявилось уже после окончания книги.
И каким образом это должно было быть поучительно?