Дева-из-Тени

Дева-из-Тени
Этот блог - это творческая борьба со стереотипами, поиски новых идей, параноидальные наблюдения за современной культурой, а также постоянное обращение к миру детства с совершенно иным и, порой неожиданным, взглядом. P.S. Кстати, если вы собираетесь ознакомиться с оригинальным произведением, о котором я пишу, и при этом не любите спойлеры, не читайте мои обзоры и теории, потому что там всегда очень много спойлеров.

вторник, 11 октября 2016 г.

Ябеда-Корябеда, ее проделки, каверзы и двенадцать агентов

В детстве я очень любила книгу «Ябеда-Корябеда, ее проделки и каверзы». Потом я узнала еще о существовании такой книги, как «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды». Мама, конечно, утверждала, что это абсолютно то же самое, но когда мне удалось найти этот цикл рассказов, я поняла, что это далеко не то же самое.
Это, в общем-то, прототип той книги, различий между ними уйма. Однако там было такое количество интересных сцен, не вошедших в книгу, и также объяснений некоторых непонятных сцен из книги, что я все же решила написать об этом.
Итак, начну с того, почему все-таки название «Двенадцать агентов» (ведь в книге их было девять и пять!). Там в двух частях, конечно же, агентов было ровно по 12. Это и все, что были в книге, и совершенно новые и неизвестные: близняшки Эники и Бэники, удивительное на самом деле трио Дора1, Дора2 и Помидора, Папье-Маше и Таратора. Но даже некоторые из тех, кто остался в книге, здесь совсем не те: Жадина-Говядина – это два человека, Барабан – парень, Тыр – девочка, Пыр - мальчик. И роли в сюжете у них совсем не те: спички для поджигания досок покупал Соленый, Барабан водил летающую машину «ниточку-иголочку», Репкиным в 3 «А» (там это был именно третий класс, а не четвертый) был Трень, шарики несла Локоть, и тому подобное.
Следующее отличие заключается в том, что у Мурзилки там была своя собственная секретная организация из трех человек, с личной машиной и собакой-ищейкой. В книге, впрочем, эта команда у него тоже была, но еще более тайная: подумайте, кто-то же позвонил ему о десанте лазутчиков и тому подобное. Так вот, там Мурзилка совсем не собирался строить никакую детскую площадку, все что он делал – занимался со своей секретной организацией. Так что это с самого начала было противостоянием двух тайных организаций (клише «шпион против шпиона»).
Далее насчет персонажей:
Особенного внимания заслуживает момент в начале, когда Ябеда-Корябеда, доев вкусную крысу, отправила агентов на задание с такими словами: «Для того, чтобы вам было легче выполнять задание, части из вас я придам внешность мальчишек, а части – девчонок». Вы понимаете?! Выходит, что они на самом деле не мальчишки и девчонки, а загадочные бесполые создания, притворяющиеся ими! Причем, кстати, они даже могут менять пол по ходу действия! Так, как это сделали Цыц и Брысь: сначала Цыц – парень, Брысь – девушка, потом наоборот. Конечно, они могли просто поменяться кличками, как это постоянно делали Дора1 и Дора2, но все равно та фраза в начале немого тревожит.

Соленый неспроста был любимцем злой волшебницы, хотя ничего особенного и не делал. Дело в том, что он был совершенно неисправимым. Даже после того, как его поймали, он не остался в школе, как остальные, а вернулся к Ябеде-Корябеде.
После того, как был пойман агент Кулак, из причитаний Ябеды-Корябеды о его потере становится ясно, что он был эдаким крутым «плохим парнем», которого все обожали, несмотря на то, что по ходу сюжета он никогда не проявлял себя таким образом.
Говядина, как видно по его кличке, был вроде пушечного мяса: его первым послали на задание, где он толком ничего не сделал и тут же попался. Жадина же, как оказалось, получил такую кличку в насмешку, потому что на самом деле был намного менее жадным, чем другие агенты. Ябеда-Корябеда называла его мягким и простодушным, да и все, что он сделал в сюжете – это учил считалке «с кем ты не хочешь поделиться», играя в прятки, и хитро маскировался, сливаясь с толпой идентичных мальчиков (а Мурзилка тем временем получил от своей команды данные о его внешности).
Эники и Бэники – девочки одинаковые во всем, кроме предпочтений в еде: одна ела только вареники с вишней, а другая – все остальные. Но кому и зачем понадобилось определять кто из них, кто? Еще и по вареникам! И, кстати, там, где их разоблачили по потерянной туфле, и спросили, кто Эники, а кто Бэники, они еще зачем-то пытались соврать.
Барабан кажется, был очень талантливым. Он и машину водил, и мультфильм не просто переклеил, а аж перерисовал! И раздобыл остальным агентам места в первом ряду. Мурзилке, кстати, в этом случае, чтоб дети не увидели кровавой концовки мультика, оставалось только закрыть экран тенью.
Болтливая девчонка там, конечно, тоже была. Ее звали Таратора. Она полностью приняла роль в сюжете Барабан, однако был еще один интересный момент, где она шпионила за классом, пытаясь узнать дальнейшую судьбу Тыр, Пыр и Петра Петровича. Вот как она пересказала это Ябеде-Корябеде: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице – вот что сделали с Тыр. Скручен, связан, по полу скачет – вот что сделали с Пыр. Но особенно необычна судьба Петра Петровича: в брюхе баня, в носу решето, всего одна рука, и та на спине». Можете ли вы себе представить такое?! Я не понимаю, почему Таратора вообще решила, что речь идет об агентах! Может Корябеда была столь изобретательна в отношении наказаний агентов?
Агент Коготь, после того как исправился не просто стал всем помогать, а даже присоединился к команде Мурзилки. Что интересно, сначала он представлялся ребятам как Коля, затем как Костя.
Дора, Дора, Помидора – были просто особенной командой, самой хитрой, самой изобретательной. Они были значительно лучше, чем Коготь, Локоть и Кулак, а также «ударная группа» Цыц, Брысь и Кыш. Они продержались дольше всех и намного больше всего натворили.
Также стало известно почему Локоть сохранила кличку, даже потеряв Когтя и Кулака: она втерлась в доверие к Мурзилке и стала символизировать другую поговорку – «близок локоть, да не укусишь».
Папье-Маше был самым загадочным и скрытным из агентов, хотя, в итоге оказалось, что, похоже, он просто не любил быть в центре внимания. По сюжету он участвовал в операции «Комбинезон», где изображал Мурзилку.
Трень и Брень во второй и в третьей части были как Дора1 и Дора2 в первой - самой успешной командой. Хоть они натворили и не так много, как две Доры, но зато, самое удивительное, они ни разу не были пойманы. А значит, только они и остались агентами Ябеды-Корябеды после завершения событий цикла рассказов.
Злая волшебница Ябеда-Корябеда в начале третьей части истории, очевидно осознав, что никакая она не ябеда, решила сменить имя на Катавасия.
Очевидно, что Ябеда-Корябеда (а возможно и автор) любит близнецов. Иначе чего же их так много? Считайте: Эники и Бэники, Дора1 и Дора2, Тыр и Пыр, Трень и Брень…
Есть, кстати, еще такой интересный факт про Мурзилку: каждый раз, когда Мурзилка догадывался, что перед ним лазутчик, он обращался к нему на «вы», даже если раньше они нормально говорили на «ты», и это должно было настораживать. Другой интересный факт про него заключается в том, что чуть ли не до середины первой части скрывалось, что Мурзилка отправляет разоблаченных агентов в школу, вначале это вообще преподносилось как страшная тайна. А когда Говядина спросил, что с ним сделают, Мурзилка ответил, что ничего страшного, но поначалу ему это не понравится. А теперь представьте себе, что чувствует человек, который никогда не учился в школе, которого отправили прямо сразу в третий класс, где ему будет совсем ничего не понятно…
Теперь мне стоит рассказать о некоторых классных эпизодах, которые почему-то не вошли в книгу. Начну я с двух самых лучших и впечатляющих.

В первом Мурзилка и Тонечка(Локоть) отправились в лес, на поиски агентов, которые по приказу Корябеды там «все ломают и разоряют, жгут, где придется, костры и мусорят». Весь день они, правда, просто гуляли и Тонечка подкармливала дятлов салом. Когда наступила ночь, они легли спать, а на следующий день к ним должны были присоединиться ребята из команды Мурзилки. Но когда Мурзилка проснулся, он обнаружил, что он был связан и висел на ветке над обрывом, под которым текла река. К тому же веревка была намазана садом и тут же стали слетаться дятлы. Тут детям предлагается угадать, как он выбрался. Кстати, мне интересно, если агенты не боялись совершить убийство, то почему они не сделали это более простым и надежным способом? Так вот, когда Мурзилка встретил свою команду, они снова отправились на поиски и в итоге наши лагерь этих туристов-браконьеров. Они спрятались, пришли Дора1, Дора2 и Помидора вместе с Локоть, которая рассказывала, как избавилась от Мурзилки. В результате Доры сбежали, Помидору разоблачили по фотографии, где было видно, как он держит топор левой рукой, но самое главное Мурзилка узнал, что Тонечка была заодно с агентами. Тем не менее, на следующий день Локоть вернулась к Мурзилке и сделала вид, будто это все было частью плана, чтобы втереться в доверие к агентам, также она сказала, что не сомневалась в том, что Мурзилка сможет спастись. Он в это поверил, и она могла продолжать быть двойным агентом.
Второй особенно интересный эпизод – это возвращение в яму для мусора. Где как агенты, так и Мурзилка одновременно просто поражают своим коварством и изобретательностью. Все началось с того, что агенты под видом команды Мурзилки сообщили по телефону, что его новое дело – просто ложная тревога и не нужно никуда идти. Но Мурзилка догадался, что это обман и все-таки пошел туда, оставив на столе шифровку, потому что одновременно предполагал, что агенты догадались, что он догадается, и воспользуются случаем, чтобы обыскать его квартиру. Так все и вышло, они нашли шифровку, разгадали ее и узнали оттуда, что Мурзилка что-то затевает рядом с ямой для мусора. Тогда Цыц, Брысь и Кыш решили все разведать и отправились туда. Когда они прибыли на место, ямы они нигде не нашли, потому что Мурзилка со своей командой хитро замаскировали ее. Локоть хорошо помнила расположение ямы, а потому быстро нашла ее под травой и ветками, только трое других туда все равно провалились. Камня, ножа и кирпича там уже не было, но их было трое, они просто встали друг на друга, и выбрались таким образом. Не понятно, конечно, зачем это все было придумано, так как результатов это не дало никаких ни тем, ни другим.
Есть еще забавный эпизод, где Дора1 и Дора2 раскидали по всем улицам кучи жвачки, и все дети, которые это жевали, а именно вообще все дети города в итоге оказались со склеенными зубами, потому что жвачка затвердела. Дети больше не могли говорить, и тогда часть из них выучила коровий язык, а часть общалась с помощью азбуки Морзе. Ни один местный врач им помочь не мог, так что они вызвали какого-то ученого. Агенты должны были помешать ему доехать до школы, но, в результате вмешательства команды Мурзилки, все перепутали и помешали музыкантам попасть на концерт при помощи веревки-перевертыша. Тогда всем ребятам доктор посоветовал делать глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот, чтобы получились пузыри. Но тут появилась другая проблема: эти гигантские пузыри начали летать над городом, сбиваясь в разноцветные облака, и так и остались там.
Наконец был еще один хороший эпизод, не вошедший в книгу. В этом цикле рассказов наравне с машиной «ниточка-иголочка» и веревкой «перевертыш» использовалась телефонная будка «ТОРМАШКИ», которая в итоге попала в другую книгу: «Несравненная Ябеда-Корябеда». Кстати, тут оказалось, что название - это аббревиатура и расшифровывалась она следующим образом: «Телеавтоматическая Облегченная Разборная Машина Кибернетическая», правда, это совсем не говорит о сути изобретения. Оно меняет все черты характера человека на противоположные, если кто не знает. Так вот, хотя «тормашки» появились еще в середине первой части (и были самым эффективным изобретением), задействованы в сюжете они были только в конце. Итак, так как «тормашки» могли превратить плохих ребят в хороших, Помидора должен был постоянно дежурить рядом с телефонной будкой. И вот однажды Локоть решила заманить Мурзилку в «тормашки» и сказала, что надо срочно вызвать скорую ее больной мамочке. Но Мурзилка сначала не нашел две копейки на звонок, а потом решил не входить в будку, потому что двое агентов его уже силой заталкивали его туда. В результате потасовки в «тормашках» оказался Помидора. Как только он вышел, сразу помирился с Мурзилкой, рассказал ему, что он агент, что телефон – это устройство, меняющее людям характер. Он хотел также рассказать, кто на самом деле Тонечка, но та затолкала его обратно в будку, прежде чем он успел что-либо сказать.
Теперь что касается сюжетов, которые были в книге, но в них произошли заметные изменения. Например, Соленый был пойман сразу в первый раз, когда убегал, потому что там, после слов «раз, два, три, замри» у него не оказалось никого рядом, чтобы сказать «отомри».
Похожий момент в эпизоде в столовой. После того как Мурзилка оставил Дору со своим бесконечным стихом на салфетке, а потом убежал, когда он вернулся, то не нашел его, а на салфетке было дописано «НЕ начинай сказку сначала». Тут дела обстояли как раз наоборот по сравнению с первым случаем: Две Доры были всегда вместе, чтобы помочь друг другу в случае чего, хотя всем и казалось, что это не так. И еще, в начале эпизода Мурзилка при задержании спросил Дору: «Так кто ты там: один, два или все-таки полтора?» это правда было логичнее, чем «Соленый, горьковатый, кисло-сладкий».
В летнем лагере были Коготь, который всем сказал, что у него было воспаление легких, Локоть, которая приехала туда вместе с Мурзилкой, а также вездесущая парочка Дора1 и Дора2. Когда Коготь не смог уплыть на велосипеде-амфибии, Мурзилка запер его в кладовке, и на следующий день оказалось, что он не только сбежал, но и украл все запасы еды, что там находились. В итоге Ябеда-Корябеда сама избавилась от Когтя, несправедливо обвинив его в том, что из-за него Мурзилка узнал правду о Локоть, хоть она потом и выкрутилась.
Добрые дела Коготь делал немного другие: доставал мяч с середины клумбы, чинил велосипеды и снимал котенка с тоненького деревца.
Закончилась первая часть операцией «С новым ходом!», когда в итоге все-таки удивительно глупым образом (по сравнению со всем тем, что было раньше) попались Дора1 и Дора2.
Далее на заседании Ябеда-Корябеда с новыми агентами даже разговаривала при помощи причудливого шифра: называла каждую десятую букву своей речи. Ни у кого из агентов тогда не возникало трудностей с пониманием, ведь они безупречно понимали злую волшебницу даже не с одного слова или полуслова, а с одной десятой слова, как было сказано в тексте. Кстати, кому интересно, речь Ябеды-Корябеды звучала так: «Дооай биа: зыв» (очень похоже на «Дыр Бул Щил») это означало: «За прошедший период мы приложили немало усилий, чтобы ребята росли такими, как надо: разболтанными и ленивыми.
Появление с необычными следами здесь было разделено на две части: первый состав просто обошел ветку, сидя на плечах друг у друга, а второй делал все остальные трюки, которые Мурзилка так и не смог разгадать, решив, что новые агенты в любом случае куда более хитрые и ловкие.
В эпизоде с Тыр и Пыр, который в целом остался без изменений, самым странным мне показалось то, что у Тыр не было карманов и она держала вилку в своем носке.
Разговор лазутчиков в театре на выступлении Петра Петровича сильно отличался. Одна девочка говорила, что смотрела «Корневильского Цирюльника» и «Севильские колокола», мальчик рядом сказал, что все рвутся на «Лебединое озеро» и его сосед спросил, дают ли там напрокат лодки, и, получив отрицательный ответ, предложил пойти на речку, где есть водные велосипеды. Дальше еще одна девочка говорила, что сочиняет музыку, и уже написала ноты, осталось только их расставить в нужные места. Кстати, когда в конце они убегали, было сказано, что при этом они совсем не касались земли, и автор предполагает, что их ноги работали наподобие пропеллера.
Оказалось, что у Петра Петровича, Петрович – фамилия, поэтому он был очевидно единственным из агентов, которому не пришлось менять имя.
В третьей части Ябеда-Корябеда писала стихи к каждой операции. Они также отличались от тех, что были в книге. Например, «Моя душа поет синицей, лазутчик в школе очутится…» вместо «Моя душа поет как птица, Соленый в школе очутится…», «Как шквал приходит Таратора, как буран, и попадает третий «А» в карман» а не «Когда окажется в той школе Барабан, к нам попадет четвертый «А» в карман». А вот более неудачная версия: «Сомненья уйдут и вопросы да-нет, когда наш агент председателем станет» по сравнению с «Сомненья уйдут и вопросов не станет, когда Барабан у них старостой станет». Зато в стихе «С неба звездочка упала, свистнул в роще соловей…» было лучшее продолжение, нежели «Нам житься совсем не стало уберем его скорей (примечание: житья не стало от Мурзилки)» а было так: «Вижу все Мурзилке мало, уберем его скорей!».
Как я уже говорила, здесь в 3 «А» классе Репкиным был Трень, и, конечно, там же был его брат-близнец Брень. Когда они занимались веревкой-перевертыш, Таратора также подавала им сигналы, но вместо едва заметно повернутой пирамидки из книги, здесь она клала на подоконник яблоко.
Интересно, что всех, кто заговорил наоборот здесь также решили лечить (не сомневаюсь, что пригласили того же самого доктора). Он проверял, как они произносят слоги, осматривал их языки (кстати, он считал самым таинственным симптомом языки, высовывающиеся внезапно и без надобности) но это все не помогало.
В этой версии Брень прыгал через веревку-перевертыш и в последствии говорил на немецком, но ему это нисколько не помешало в выполнении задания. И, кстати, я учила немецкий и могу сказать, что он все-таки говорил не на чистейшем языке, а с ошибками. По крайней мере, там было написано: «Was soil ich mache etzt?» вместо правильного «Was soll ich jetzt machen?»
На собрании, где в книге Семеркин был против Барабан, здесь Бабкина была против Тараторы. «Ыротарат витроп я!» - сказала она, а Таратора ответила, что думала, что она Наташа. Там же Локоть не стала рассказывать, каким замечательным был Соленый, она объявила всем, что у Ябеды-Корябеды появился новый агент и описала его внешность. И все тут же побежали на его поиски, только в итоге Мурзилка как всегда все испортил.
Далее Трень отличился от Соленого тем, что все-таки пришел на поединок с Мышкиным вместе с набором для идеального жульничества. Сначала там было соревнование по подниманию штанги, так вот Трень пришел в рубашке, надутой водородом. Когда он попытался положить штангу, то не смог. Когда у него наконец это получилось, он повис у потолка, как воздушный шарик. Тут вбежала Таратора и сквозняком его сдуло в открытое окно, к счастью он догадался открыть клапан и выпустить газ.
Следующим заданием были прыжки в высоту, и он использовал тапки с пружинками. Потом, на боксе он даже не смог правильно надеть боксерские перчатки. Проиграв, он собрал сумку и со словами «У меня билеты в кино. Родители волнуются. И вообще меня перевели в другую школу» удалился, и никто даже не попытался его задержать.
На самом деле в том, что Трень и Брень так и не попались Мурзилке, их заслуги нет. Это вышло в результате ошибки автора или Ябеды-Корябды, которая однажды почему-то просто перестала посылать их на задания. Это действительно было недоразумение, в результате которого она думала, что они в тот раз все-таки попались (она не назвала их в списке оставшихся агентов, тем не менее они еще не раз появлялись в общей команде).
Когда Таратора предположила, что Мурзилка никогда не учился в школе, он сказал, что располагает знаниями в объеме пяти классов, а не средней школы, как в книге. Потому-то, кстати, загадки Тараторы были такими легкими, а вот Барабан, я считаю, могла легко дать ему какие-нибудь дифференциальные уравнения или задачи по ядерным реакциям. И вообще, почему она задавала вопросы честно, а Мурзилка издевался? По-моему, наоборот, она должна была подготовить для него что-нибудь нерешаемое или с подвохом. Тут, кстати, Мурзилка спрашивал не про барабанную перепонку, а про яблоки на березах.
Таратора не смогла сбежать, как Барабан, она в панике перепутала этажи и оказалась в подвале. Подумав, что почему-то стемнело днем, она бросилась в кусты, которые оказались грудой метел.
Операцию «Торба» проводил Кыш. И в конце, в отличии от того что было в книге (Катилася торба с великого горба, в этой торбе… да что в этой торбе? Много жадности и больше ничего) было забавно сказано: «много жадности… и конфет».
Далее страну Кукундию агенты, видимо, придумали, вдохновившись акцентом Бреня, который так и не прошел.
Когда Мурзилку заперли в ванной, он уже откуда-то знал, что Ябеда-Корябеда стала уже Катавасией. Наверняка, не обошлось без его тайной организации…
В тот раз, когда Мурзилка изображал Присядкина, Ябеда-Корябеда не стала спасать Цыц, Брыся и Кыша, притворившись завучем, поэтому там действительно попались сразу трое.
В самом конце, план «Шарик улетел» выполняет Локоть, и в итоге ее разоблачают. Конечно, я сомневаюсь, что она исправится, скорей всего, она сбежит так же, как и Соленый. На самом деле ее судьба осталась неизвестной, так как этот цикл рассказов закончился точно на этом и даже эпилога как после первой части там не было. Также осталось загадкой что после всех этих событий стали делать Мурзилка и Ябеда-Корябеда.
Теперь что касается общих загадок этой истории, которые что в книге, что в цикле рассказов совершенно непонятные.
Например, каким образом Мурзилка узнает клички агентов. Наверняка с помощью его секретной организации, конечно. И все же, если на задании лазутчик был не один, то как Мурзилка все-таки узнает где кто? Притом, что они очевидно каждый раз кардинально меняют внешность? И все-таки он как-то ни разу никого не перепутал. Однако, если у него такая продвинутая своя команда, то почему никто до самого конца так и не узнал, и не сообщил, что Тонечка – двойной агент?
Второй вопрос это: где живут агенты, которые исправились? Известно, что Ябеда-Корябеда предоставляет своим квартиру в городе, где они действуют, и даже очевидно, не одну. Тем не менее, тем, что были разоблачены и поэтому ушли из команды, явно становится негде жить. Очевидно ведь, что все они сироты, которые не выбирали, как им жить. Но кроме того, что их могут записать в школу, неизвестно позаботился ли кто-то о их благополучии. Или, может, это была школа-интернат?
 Далее не совсем понятно, как Петр Петрович ухитрялся все делать, говорить, есть и многое другое только на букву «П». Интересно, к примеру, как он общался с остальными агентами. Как он спал и все такое прочее. Но самая главная загадка – это почему у него такая особенность. Когда он в итоге перешел на букву «О» его круг возможностей еще больше сузился, и как при этом он мог учиться в школе ума не приложу. А ведь кажется, что у него было психическое расстройство, на которое никто не обращал внимание и не пытался ему помочь.
Следующее это удивительное влияние поэзии на окружающий мир. Несколько раз в сюжете было продемонстрировано, как с помощью подходящих стихов можно сделать что угодно, вплоть до самого сверхъестественного. Например, говорит Соленый: «Нескладушки-неладушки и Мурзилке по макушке» и тот на самом деле получает удар из ниоткуда. А потом Мурзилка говорит ему «Раз-два-три, агент Соленый на месте замри» и тот останавливается парализованный. «Ниточка-иголочка» была очевидно на голосовом управлении. При словах «Ниточка-иголочка ти-ти улети» она взлетала, а когда Мурзилка добавил: «и обратно прилети», она упала и разбилась. Еще, тот же Соленый был вынужден бесконечно повторять стих, в котором в последней строчке было: «начинай сначала». Так вот, к чему я это веду, оказывается, в том мире всем можно управлять с помощью стихов. Все агенты могли бы моментально исправиться и устроить восстание против Ябеды-Корябеды, а Мурзилка мог бы навсегда бесследно исчезнуть, если только просто сочинить об этом стихотворение. Если бы кто-нибудь догадался, что такое возможно, и использовал бы силу поэзии, он бы стал всемогущим. А как только это бы получило распространение, противостояние приобрело бы невообразимые масштабы, победителями которого бы непременно были гениальные поэты. Что бы вообще в таком случае в итоге осталось от всей этой истории?..
И последнее, не совсем относящиеся к книге, но это стоит упомянуть. Итак, что за существо Мурзилка и почему он единственный в своем роде? Неизвестно, то ли он ожившая игрушка, то ли человек с синдромом оборотня или снежный человек, то ли он одного вида с чебурашкой, просто другой породы, то ли гибрид человека с ленивцем, или медведем или кем-то еще. Может быть действительно медведь-мутант или какой-то другой зверь, непонятным образом ставший разумным… Но все-таки есть основания склоняться к идее, что он именно человек с синдромом оборотня, потому что как известно, когда-то давно, Мурзилка был обычным человеческим мальчиком. Даже есть несколько мультиков, где он представлен таким. Так вот, его болезнь просто могла проявиться с возрастом, вот он и стал таким, как в книжке. Хотя все-таки интересно, почему никому из его окружения никогда не приходило в голову ничего по поводу этого? Или они все просто уже знают и привыкли?